Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные краеведы»

Содержание
I. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3 Содержание общеразвивающей программы
1.4 Планируемые результаты
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
III. Список литературы

I. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
краевед» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Концепцией развития
дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. №
1726-р); Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных
обшеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242; Приказом Министерства
просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам”; Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
гимназии № 5 г. Екатеринбурга и иными локальными актами Учреждения.
Направленность общеразвивающей программы «Юный краевед» туристскокраеведческая.
Актуальность общеразвивающей программы «Юный краевед» заключается в
создании благоприятных условий для личностного развития учащихся, позитивной
социализации и профессионального самоопределения, в обеспечении духовнонравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся при
изучении основ музееведения и краеведения.
Отличительными особенностями общеразвивающей программы «Юный краевед»
является приобретение практических навыков поисковой и исследовательской работы, что
позволяет
обучающимся расширить свой кругозор и творческий потенциал,
почувствовать свою вовлеченность в сохранение культурного наследия, национальных
традиций, прикоснуться к истории, ведь любой музей – это проводник между прошлым,
настоящим и будущим.
Адресат общеразвивающей программы: обучающиеся гимназии №5 от 13 до 15 лет.
Образовательные группы формируются из обучающихся, проявляющих интерес к
журналистике, литературе, блогингу, общественно – полезной деятельности, фотографии,
поисковой и исследовательской работе. У детей среднего и старшего школьного возраста
устойчивые познавательные интересы, высокий уровень развития чувств и волевых
процессов, обдумывание своих намерений и поведения, высокая целеустремленность,
ориентация на выбор профессии, повышенная требовательность к себе и другим,
стремление ко всему новому. Число детей одновременно занимающихся в группе от 0 до 5
человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 и 2,5 часа. 1 учебный час - 45 минут. Перерыв – 10 минут.
Объем общеразвивающей программы. Программа «Юный краевед» (стартовый
уровень) разработана на 1 год, общее количество часов в год - 153 часа, в неделю 4,5 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы – 34 недели с 15.09.2021г. по
21.05.2022г. определен содержанием программы, необходимым для ее усвоения.
Уровневость общеразвивающей программы. Программа основана на реализации
общедоступных и универсальных форм организации материала, что обеспечивает
минимальную сложность содержания и соответствует его «стартовому уровню». На
стартовый уровень программы принимаются обучающиеся без предъявления каких-либо
специальных требований к их знаниям, умениям и навыкам.
Форма обучения – групповая.
Виды занятий - беседа, лекция, семинар, конференция, круглый стол, тренинг,
мастер-класс, экскурсия, практическое занятие.
Формы подведения результатов опрос-беседа, тест, творческий отчет,
презентация краеведческого материала, разработка тематической экскурсии, музейная

экспозиция, выставка, проведение экскурсии, публичное выступление, анкетирование,
защита исследовательских проектов.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы «Юный краевед»
Цель: развитие творческой деятельности обучающихся по изучению, возрождению и
сохранению истории родного края (Урала, Свердловской области и Екатеринбурга) через
различные формы краеведческой и музейной работы.
Задачи:
обучающие:
- способствовать расширению знаний по истории и культуре родного края - Урала,
Свердловской области и Екатеринбурга - на основе знакомства с материалами музея
истории школы;
- активизировать исследовательскую деятельность обучающихся по изучению,
сбережению и популяризации культурного наследия Урала, Свердловской области и
Екатеринбурга; обучать элементарным навыкам музейной работы: изучать и пополнять
музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, вести учет фондов
школьного музея;
развивающие:
- развивать познавательный интерес к изучению истории и культуры родного края;
воспитательные:
- воспитывать чувство гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения
народных традиций и обычаев, ощущения своих корней, преемственности поколений,
ответственности за судьбу своего народа и его культуры, национальной терпимости;
- формировать активную жизненную позицию;
- привлекать
внимание обучающихся к проблемам сохранения материального и
духовного наследия, истории и культуры Урала, города Екатеринбурга и своей родной
школы.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№

Название раздела, темы

2.3

Раздел 1. Введение
Вводное занятие. Кто
работает в музее.
Представление школьного
музея.
Техника безопасности в
музее.
Раздел 2. Работа с фондом
музея
Фонды музея.
Почему вещи попадают в
музей.
Музейный предмет.

2.4
2.5

Учет музейного фонда.
Специализация «Музеевед».

1

2
2.1
2.2

Количество часов
Всего
2

Теория
1

Практика
1

Формы
аттестации/контроля
Опрос-беседа
тест

-

34

7

27

4,5
7

1
2

3,5
5

9

2,5

6,5

6,5
7

2
-

4,5
7

Опрос-беседа
опрос-беседа
публичное выступление
Презентация
текстаописания
музейного
экспоната
Кроссворд
Тест
Презентация музейного
экспоната

Раздел 3. Культурнообразовательная работа
музея
Краеведческая выставка.

36

6,5

29,5

13,5

2

11,5

Музейное событие «День
дарения».
Экскурсия по школьному
музею.
Специализация
«Экскурсовод».

2

-

2

Опрос-беседа
Тест
Проведение выставки
Анкетирование

9

2

7

Публичное выступление

11,5

2,5

9

Тест
Презентация разработок
тематической экскурсии
Проведение экскурсии

Раздел 4. Музейная
экспозиция
Экспозиция школьного
музея.

31,5

8

23,5

6,5

2

4,5

Экспозиционная работа
музея.
Экспозиционное
оборудование.
Музейные выставки.

7

2

6,5

Опрос-беседа
Публичное выступление
Презентация временной
музейной экспозиции
Публичное выступление

6,5

2

4,5

Устный опрос

7

2

5

4.5

Специализация «Музейный
оформитель».

4,5

-

4,5

Презентация временной
выставки
Тест
Презентация
оформленного материала

5

47

13

34

6,5

2

4,5

5.2

Раздел 5 Школьные
научные исследования
Хранители музейных
ценностей.
Научные исследования

2,5

2,5

-

5.3

Историческое краеведение

9

2

7

5.4

Семейный архив

6,5

2

4,5

5.5

Сбор материалов для книги
Памяти

11,5

2,5

9

5.6

История школы

6,5

2

4,5

5.7

Специализация «Научный
сотрудник музея»
Раздел 6. Подведение итогов
Итого

4,5

-

4,5

2,5
153

35,5

2,5
117,5

3

3.1

3.2
3.3
3.4

4
4.1

4.2
4.3
4.4

5.1

6

Запись
воспоминаний
краеведа
Проблемная беседа и
дискуссия
Презентация сообщения
Слайдовая презентация
«История школы в лицах»
Запись воспоминаний и
рассказов членов семьи
1.Запись воспоминаний
2.Выставка, посвящённая
жизни и деятельности
героев фронта и тыла
Запись
воспоминаний
выпускников, учителейветеранов
Защита
научноисследовательских работ
Отчетная выставка

Содержание учебного (тематического) плана

Раздел 1. Введение
Вводное занятие. Кто работает в музее. Представление школьного музея.
Теория: Музейные специалисты. Типы музеев. Происхождение музея. Специфика
школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе.
Практика: Ознакомление обучающихся с планом занятий и формами работы. Выбор
специализации для индивидуальной творческой или исследовательской работы.
Проведение теста «Мой выбор».
Раздел 2. Работа с фондом музея
Фонды музея.
Теория: Фонд музея, понятия «коллекция», «фонд», «единица хранения». Основные
направления фондовой работы. Структура фондов: основной,
вспомогательный,
интерактивный. Понятие «экспонат», «учетная карточка экспоната».
Практика: Правила работы в фондах музеев и архивах. Копирование документов.
Правила хранения и использования документов.
Работа с учетной карточкой экспоната
Почему вещи попадают в музей.
Теория: Музейный предмет и причины его музеефикации. Понятия «шифр»,
«коллекционная опись».
Практика: Заполнение таблицы «Предмет и причины его музеефикации. Работа над
коллекционной описью музейного предмета.
Музейный предмет.
Теория: Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного
предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных
признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном
предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Практика: Работа с первоисточниками, каталогами школьного музея. Составление
учетной карточки музейного предмета.
Учет музейного фонда.
Теория: Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.
Знакомство с правилами учета, хранения, научного описания музейных предметов.
Практика: Работа с документами по ведению учета музейного фонда. Правила
оформления текстов для музейной экспозиции.
Составление текста для музейного экспоната.
Специализация «Музеевед».
Практика: Создание учетной карточки экспоната (по выбору), проведение
презентации на открытии тематической выставки.
Раздел 3 Культурно-образовательная работа музея
Краеведческая выставка.
Теория: Формы и особенности культурно-образовательной деятельности в музее:
выставки, историко-патриотические и культурологические игры, встречи с интересным
человеком, конкурсы и викторины, краеведческие конференции, литературные вечера.
Практика: Разработка тематической выставки. Проведение выставки «История одного
экспоната».
Музейное событие «День дарения».
Теория: Особенности музейного события. День дарения как форма пополнения
музейного фонда.
Практика: Коллективная разработка плана музейного события для обучающихся
школы. Проведение Дня дарения.
Экскурсия по школьному музею.

Теория: Содержание экскурсии. Тема, цель, задачи экскурсии. Методическая
разработка экскурсии. Показ: задачи, последовательность, техника.
Практика: Работа со вступительной и основной частями экскурсии. Корректирование
и анализ допущенных обучающимися ошибок при написании текста экскурсии. Работа с
заключительной частью экскурсии.
Логические переходы в обзорной экскурсии. Методические моменты. Сопутствующее
оформление: аудиофрагменты, мультимедийная презентация.
Специализация «Экскурсовод».
Практика: Разработка обзорной экскурсии по школьному музею. Разработка
тематической экскурсии. Разработка тематической экскурсии ко Дню Победы. Разработка
экскурсии по главной тематике школьного музея. Проведение экскурсии.
Раздел 4 Музейная экспозиция
Экспозиция школьного музея.
Теория: Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и
архитектурно-художественное решение экспозиции. Виды экспозиций: тематическая,
систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция.
Практика: Подготовка предложений и проектов: концепции тематикоэкспозиционного плана и архитектурно-художественного решения.
Обсуждение
проектов.
Экспозиционная работа музея.
Теория: Особенности и правила экспозиции музея. Тематико-экспозиционный план
школьного музея. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.
Практика: Составление текстов для музейной экспозиции.
Экспозиционное оборудование.
Теория: Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных
предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном
использовании.
Практика: Составление тематико-экспозиционного плана.
Музейные выставки.
Теория: Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Формы
оформительской работы в музее. Правила оформления временных стендов,
мультимедийного сопровождения культурно-образовательных мероприятий.
Практика: Оформление временного тематического стенда, музейной выставки.
Специализация «Музейный оформитель».
Практика: Оформительская работа: работа над оформлением материалов музея, книги
Памяти, временного стенда, экспозиции. Презентация временного тематического стенда.
Раздел 5. Школьные научные исследования.
Хранители музейных ценностей.
Теория: Научные сотрудники: реставраторы, краеведы, археологи, искусствоведы.
Исследовательская работа в музее: поиски новых артефактов, комплектование музейного
фонда. Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма
комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах
государственных музеев, библиотеках и архивах. Знакомство с краеведческими
объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с
первоисточниками, каталогами.
Практика: Определение темы проектной и исследовательской работы. Составление
плана исследования. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы.
Научные исследования
Теория: Историческое краеведение как наука. Научные исследования в области
музееведения и краеведения.
Практика: Научные исследования в Областном краеведческом музее, музее «Эрмитаж
Урал», музее истории Екатеринбурга. Презентация сообщения.

Историческое краеведение
Теория: Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Записи историкокраеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Порядок ведения
дневника исторических событий. Рекомендации по проведению бесед с очевидцами
исторических событий и записи их воспоминаний.
Практика: Изучение истории школы. Подготовка материалов для школьного музея,
встречи с интересными людьми.
Семейный архив
Теория: Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный
архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление
родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практика: Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с
историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Сбор материалов для книги Памяти.
Теория: Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – защитники
Отечества. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда.
Практика: Встречи с тружениками тыла и выпускниками школы послевоенных лет,
запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных
выставок, видеопрезентаций, проведение «круглых столов»,
защита тематических
проектов.
История школы
Теория: Изучение столетней истории школы №5. Основные события в жизни школы.
Учителя и ученики школы. История деятельности пионерской и комсомольской
организаций по экспозиции школьного музея. Заслуженные учителя Российской
Федерации в школе №5.
Практика: Поиск и обработка документов, создание тематических стендов и
экспозиций.
Специализация «Научный сотрудник музея».
Практика: Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции.
Раздел 6. Подведение итогов.

1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: при освоении общеразвивающей программы «Юный краевед»
обучающиеся смогут:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми.

Личностные результаты:
в рамках когнитивного компонента педагогу необходимо:
содействовать:
- освоению национальных ценностей, традиций, народной культуры;
- пониманию системы моральных норм и ценностей;
- изучению основ социально-критического мышления, ориентации в особенностях
социальных отношений и взаимодействий;
формировать:
- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
- знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:
- гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим,
нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и
других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивную моральную самооценку и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины
при их нарушении.
Предметные результаты: обучающимся надо научиться
- реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;
- проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение
1. Учебный кабинет
2. Школьная библиотека
3. Компьютер, проектор, сканер, экран, диски, флэш-накопитель
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники;
Программа предусматривает использование Интернет-ресурсов
(видеоматериалов, мастер-классов)
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования, участвующий
в
реализации общеобразовательной программы, имеет высшее педагогическое образование,
прошел медицинский осмотр, не имеет ограничения допуска к педагогической
деятельности.
Методические материалы

При разработке содержания занятий, выборе тем, форм и методов обучения учтены
особенности детей школьного возраста. Содержание программы выстроено в
определенной последовательности с нарастанием сложности.
Основная форма организации деятельности детей – это занятия, построенные с
использованием современных и традиционных педагогических технологий, в основе
которых лежит личностно-ориентированный подход:
- Личностно-ориентированное обучение,
- Технология индивидуального обучения;
- Технология коллективной творческой деятельности;
- Игровые технологии;
- Информационные компьютерные технологии;
- Технологии развивающего обучения.
Виды занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий
год.
- Занятие по схеме – специальное занятие, предоставляющее возможность выполнять
работу по образцу, схеме.
- Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний, оно дает
ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
- Тематическое занятие – детям предлагается работать по определенной теме. Занятие
содействует развитию творческого воображения ребёнка.
- Занятие-проект – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе
направления работы. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению
предложенного задания высказывает свое отношение к выполняемой работе, рассказывает
о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
- Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы
проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь
педагога.
- Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для
стимулирования творчества детей.
- Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может
проходить в виде отчетных мини-выставок, просмотров творческих работ, защиты
исследовательских проектов и их презентаций, творческих театрализованных отчетов,
фестивалей, игровых конкурсов.
Типы занятий:
Большая часть занятий комбинированные: состоят из теоретической и практической
частей. Так как программа ориентирована на большой объем практических работ, занятия
включают здоровьесберегающие технологии: организационные моменты, проветривания
помещения, перемену, перерывы, во время которых выполняются упражнения для глаз и
физические упражнения для профилактики общего утомления.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по
образцу);
- Практический (выполнение работ по инструкционным картам, интеллект-картам,
схемам).
- Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;

- Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
- Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
- Исследовательский – самостоятельная творческая работа.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- Фронтальный – одновременная работа со всеми;
- Фронтально-индивидуальный - чередование фронтальных и индивидуальных форм
работы;
- Групповой – организация работы в группах;
- Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблемных задач
2.2 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Критерии и формы оценки усвоения знаний:
- Опрос - беседа
- Тест
- Публичное выступление
- Проблемная беседа и дискуссия
- Презентация
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
-итоги участия в конкурсах исследовательских и творческих работ разных уровней
(школьный, муниципальный, региональный);
-творческие отчеты на открытии краеведческой выставки;
Разработки для организации контроля и определения результативности обучения:
1. Тест для конкурса музееведов.
2. Тест для конкурса экскурсоводов.
3. Тест для конкурса музейных оформителей

III. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера // Воспитание
школьников. – 2005. - № 10. – С. 6-8.
2. Детское творчество и музей: собирание, хранение и экспонирование: метод.
рекомендации для музейных педагогов, учителей изобразительного искусства и
руководителей школьных музеев / сост. М. А. Литвинова, Б. А. Столяров; науч. ред. Б. А.
Столяров ; ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – СПб.: ГРМ, 2010. – 32
с.
3. Кетова, Л.М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология /
Л.М. Кетова // Человек в мире культуры, 2012. – № 4. – С. 76-81.
4. Кокшарова, Е. В. Музей и дети: этнообразовательный музей / Е. В. Кокшарова //
Воспитание школьников. – 2010. - № 10. – С. 32-35.
5. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей
учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 29-31.
6. Мышева, Т.П. Становление музея и музейной педагогики // Вестник Таганрогского гос.
пединститута. – 2006 – № 2. – С. 129-133.
7. Рева, Н.Д. Методика экскурсионной работы с детьми младшего школьного возраста в
художественном музее. Методические рекомендации. – СПб., 2008.
8. Сапанжа, О. С. Основы музейной коммуникации / О. С. Сапанжа. – СПб., 2007. – 116 с.

9. Соколова, М. В. Музейная педагогика: учеб. пособие / М. В. Соколова. – Ярославль:
ЯГПУ, 2002. – 75 с.
10. Удрас, И. А. Формирование исследовательской деятельности младших школьников:
возможности школьного краеведческого музея / И. А. Удрас // Начальная школа. – 2010. № 3: Библиотечка учителя. – 2010. № 3. С. 14-16.
Список литературы для обучающихся:
1. Попова Е., Литвак М. Советы начинающим экскурсоводам // Советский музей. – 1992
№1.
2.
Словарь
основных
музейных
терминов.
–
Хабаровск,
2008.
https://pandia.ru/text/80/233/44170.php
3. Шулепова, Э.А. Основы музееведения. Учебное пособие для детей. - М.: Едиториал
УРСС, 2005. – 504 с.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ
1. Кто ввел в научный оборот термин «музеология»?
- Дж.Грессе
- И.Неуступный
- К.Шрайнер
2. Какие разделы входят в прикладное музееведение (отметьте верные)?
- Научная методика
- Техника музейной работы
- Общая теория музееведения
- Организация музейного дела и управление музейной деятельностью
- Историческое музееведение
3. Что означает в переводе слово «museion»?
- Музей
- Место, посвященное музам
- Музыка
- Коллекционирование
4. Прообраз всех музеев:
- Александрийская библиотека
- Пергамский мусейон
- Александрийский мусейон
5. Движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности,
который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды обитания
и включен в состав музейного собрания –
- Предмет музейного значения
- Музейный предмет
- Музейный экспонат
6. К свойствам музейного предмета относятся:
- Информативность

- экспрессивность
- историчность
- аттрактивность
- репрезентативность
- предметность.
7. Музеи по принадлежности (юридическому положению) бывают:
- Государственные
- Республиканские
- Краевые
- Общественные
- Частные
- Учебные
8. Понятием «фонды музея» обозначают:
- научно организованную совокупность материалов, принятых музеем на постоянное
хранение
- памятники истории и культуры, а также объекты природы, изъятые из среды бытования
- Витрины, стенды и другие виды музейного оборудования, а также аудиовизуальные
средства
9. Предметы, обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо
почитаемые как память о выдающемся человеке или событии:
- мемориальные предметы
- уникальными музейными предметами
- реликвии
10. Фонд музейных предметов делится на:
- Основной
- Обменный
- Научно-вспомогательный
- Фонд сырьевых материалов
11. К какому виду экспозиции относится музейная выставка?
- композиционным экспозициям
- временным экспозициям
- постоянным экспозициям
12. Выделите основные методы экспонирования:
- систематический
- ансамблевый
- ландшафтный
- тематический
- перспективный
- вещественный
13. Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких
признаков и представляющих научный, художественный или познавательный интерес как
единое целое, называется
- Музейной коллекцией
- Музейным фондом
- Музейной экспозицией

14. Как называется совокупность музейных коллекций:
- Музейная экспозиция
- Музейный фонд
- Музейное собрание
15. Музейные предметы всех музеев страны образуют:
- Музейный фонд Российской Федерации
- Общий фонд Российской Федерации
- Музейное собрание Российской Федерации
- Основной музейный фонд Российской Федерации

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКСКУРСОВОД
1. Экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии; заседания),
клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком,
концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник,
историческая игра». Все вместе это:
- формы культурно-образовательной деятельности музея
- методы построения экспозиции
- научно-фондовая работа
2. Как называются музейные предмет, выставленными для обозрения
- Экспонат
- Музейный стенд
- Музейный фонд
- Музейное собрание
4. Целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы
профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного
значения для формирования и пополнения музейного собрания это:
- Комплектование музейных фондов
- Хранение музейных фондов
- Реставрация музейных фондов
- Консервация музейных фондов
4. Психологическая культура речи включает в себя понятие
- Грамматическая и стилистическая выразительность
- Культура словаря
- Стилистическая культура речи
5. Какое из понятий включает в себя языковая культура речи
- Содержательность
- Культура жестов и мимики
- Воздействие речи
6. Вопросы, задаваемые участниками экскурсии по теме, имеют отношение
- К методике проведения экскурсии
- К технике проведения экскурсии
- Среди перечисленных вариантов нет верных

7..Осмотр в отличие от показа
- Многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов
- Может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками
- Характеризуется пассивным восприятием
8. .Прием объяснения
- Форма изложения материала
- Построен на определении отличительных свойств и качеств предмета
- Ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании
экскурсантов
9. Прием зрительной реконструкции
- Дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности
- Широко используется при показе памятных мест, где проходили военные сражения
- Предусматривает переход от общего к частному
10. . В карточку объектов вносятся данные
- Историческое событие, с которым связан памятник
- Только современное название объекта
- Только первоначальное название объекта
11. Одна из задач –«портфеля экскурсовода» состоит в:
- Отборе правил техники ведения экскурсии
- Определении приемов сохранения внимания
- Восстановлении недостающих звеньев при показе
12. В соответствии с классификацией экскурсий по форме проведения одним из видов
является
- Экскурсия-консультация
- Экскурсия в исторические музеи
- Комплексная экскурсия
13. Какой из логических переходов является наиболее эффективным
- Формальный переход
- Увязанный с темой
- Формальный и увязанный с темой переходы обладают одинаковой эффективностью
14. Что представляет собой методическая разработка
- Подготовка контрольного текста экскурсии
- Условное наименование наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии
- Документ, определяющий, как провести данную экскурсию
15. Одной из задач показа является
- Показать объекты такими, какими они были в период описываемого события
- Оживить экскурсию, активизировать экскурсантов
- Дать возможность самостоятельного наблюдения экскурсантами
достопримечательностей
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ МУЗЕЙНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
1. Отметьте правильный ответ
Деятельность, направленная на обеспечение длительной сохранности музейных
предметов:
- Реставрация

- Консервация
- Тезаврирование
- Документирование
2. Отметьте правильный ответ
Для хранения предметов в музее оборудуется специальное помещение:
- Запасник
- Склад
- Подсобное помещение
3. Отметьте правильный ответ
Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную
печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют:
- Муляжом
- Репродукцией
- Слепком
4. Отметьте правильный ответ
Объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном
масштабе и допускает некоторую условность в показе:
- Макет
- Модель
- Муляж
5. Отметьте правильный ответ
Тексты в музееведении обычно подразделяются на:
- повествовательные
- заглавные (оглавительные)
- ведущие
- пояснительные
- этикетаж
- указатели
- разделительные
6. Основные свойства музейного предмета:
- Информативность
- Аттрактивность
- Экспрессивность
- Систематизация
- Документирование
7. Выделите режимы хранения музейных фондов:
- Температурно-влажностный
- Биологический
- Световой
- Пылевой
- Механический
8. Что получают путем снятия с оригинала формы — твердой, гипсовой или выполненной
из воска, пластилина и других пластических материалов — и заливки в нее гипса:
Репродукцию
- Слепок
- Муляж
- Макет

- Модель
9. Объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи
изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью
лазерной техники.
- Голограмма
- Модель
- Панорама
- Диорама
10. Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций:
- Генеральное решение экспозиции
- Эскизный проект
- Разработка технического и рабочего проекта
- Монтаж экспозиции
- Вернисаж
- Экскурсия

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».