МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
№5
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
А.Ф. Сорокина
Приказ № 5/1 от «28»
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Социальная экология и природопользование»
для обучающихся 11 классов
Екатеринбург 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная учебная дисциплина включена в раздел " Б3.В.1 Профессиональный"
основной образовательной программы 050100.62 Педагогическое образование и
относится к вариативной части. Дисциплина "Социальная экология и
природопользование", является дисциплиной базового уровня и представлена в
структуре основной профессиональной образовательной программы по
специальности в цикле естественнонаучных дисциплин (ЕН).
Общая характеристика курса по выбору учащегося
Курс «Социальная экология и природопользование» на ступени среднего
общего образования на профильном уровне направлен на формирование у
учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной
организации и эволюции. Основу отбора содержания на профильном уровне
составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся
должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для
продолжения образования в ВУЗе, проведения и оформления биологических
исследований, значимых для будущего биолога.
Цели и задачи:
Цель курса: подготовить учащихся, имеющих цельное представление о
современных
социально-экологических
процессах
и
явлениях
в
социоприродной системе, области рационального природопользования, о
стратегии устойчивого развития биосферы на основе достоверных, научно
обоснованных сведениях, умение использовать знания в практической
рациональной деятельности в природном мире. Задачи: - изучить природные
условия существования человеческих общностей; - рассмотреть воздействие
производственной деятельности человека на природную среду; - исследовать
влияние измененной природной среды на организм человека и его здоровье; освоить ключевые экономические аспекты природопользования; - научить
анализировать, делать выводы, обобщения, заключения относительно
состояния и рационального пользования природных объектов; - сформировать
экологическое сознание для внедрения экологических подходов в обучение,
воспитание подрастающего поколения в разные сферы практической
деятельности, с целью предотвращения и устранения отрицательных
воздействий на природу
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа курса предусматривает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами на ступени
среднего общего образования на профильном уровне являются: сравнение
объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации,
наблюдение, эксперимент, моделирование.
Результаты обучения
Требования на профильном уровне направлены на освоение содержания,
значимого для продолжения образования в сфере биологической науки,
овладение биологическими методами исследования. Рубрика «Знать/понимать»
содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение
усвоенного содержания. В рубрику «Уметь» включены требования, основанные
на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять,
устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать,
выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять
самостоятельный поиск биологической информации. В рубрике «Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и
нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Для изучения социальной экологии на профильном уровне среднего
общего образования отводится 34 часа: в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. 1.Социальная экология как научная дисциплина.
Становление предмета социальной экологии. Предмет, задачи и функции
социальной эко-логии. Место социальной экологии в системе наук. Методы и
приемы исследования социальной экологии. Природопользование как фактор
обеспечения устойчивости окружающей среды и создания условий
социального развития.:
Тема 1. Социальная экология в системе наук. Методы социальной экологии.
Специфические социоэкологические системы (микро-, мезо -, мегауровни).
Естественные и социальные системы.
Тема 2. Социально-экологические принципы, правила, законы. Принципы
социальной экологии (по Козловой). Законы экологии Б. Коммонера.
Экологические законы Н. Ф. Реймерса.
Тема 2. 2. Экологическая история человечества.
Человек как биологическое и социальное явление. Эволюция человека.
Основные факторы антропогенеза. Экологические ниши человека. Среда
жизни современного человека: материальная среда, социальная среда,
городская среда.
Тема 3. Экологические и социальные особенности человека. Биологические и
социальные факторы становления человека. Человек - бисоциальный вид.
Экологические особенности человека: потребности, экологические, анатомофизиологические и т.д.; адаптации, видовые, физиологические, анатомические,
морфологические и т.д.; социальные особенности человека: потребности социальные,
эстетические,
этнические,
поведенческие,
духовные,
общественные, материальные и т.д.; адаптации к социуму, к условиям труда, к
коллективу людей, к жизни в городе и т.д.
Тема 3. 3.Социально-демографическая политика, демографические проблемы
и перспективы. Биологическая и социальная специфика демографии человека.
Проблемы роста численности Земли. Факторы, влияющие на рост численности
населения. Причины быстрого роста численности населения. Социальные
следствия большой численности людей. Демографические проблемы и пути их
решения.
Тема 4. Биологическая и социальная специфика демографии человека.
Численность человечества - современная глобальная проблема: особенности
роста народонаселения; демографический взрыв; пути разрешения проблемы прогнозы, оценки, модели изменения численности населения.
Тема 4. 4.Комплексный характер социально-экологической проблемы.
Возрастающее значение экологических проблем, их взаимосвязь с другими
глобальными проблемами: роста численности населения, демографического
взрыва, продовольственной, энергетической, отсталости и нищеты,
финансовой и урбанизации. Здоровье человека и окружающая среда (здоровье
населения России). Война и эколого-социальные последствия. Возможные
пути решения глобальных проблем России.
Тема 5. Социальные аспекты глобальных экологических проблем. Глобальные
социально-экологические проблемы: энергетический кризис; здоровье
человека, продовольственная проблема в современном мире и т.д. Основные
аспекты природопользования.
Тема 5. 5. Социально-экологические противоречия и конфликты. Глобальные
социально-экологические
проблемы,
порожденные
противоречивым
развитием биосферы и антропосферы, формы их разрешения. Влияние
деятельности человека на состояние экосистем. Изменение окружающей среды
в современное время и в перспективе. Ресурсный кризис: почва, минеральное
сырье. Возрастание агрессивности среды: загрязнение вод и атмосферного
воздуха, рост патогенности микроорганизмов. Нарушение круговорота
биогенных элементов. Потеря биологического разнообразия.
Тема 6. Модель устойчивого развития общества. Основные положения
концепции устойчивого развития стран мира. Концепция перехода российской
федерации к устойчивому развитию. Киотский протокол. Деятельность
Римского клуба. Татарстанский путь к устойчивому развитию. Хартия Земли.
Тема 6. 6. Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция
устойчивого развития общества и природы. Глобальная программа мирового
устойчивого развития (УР). Реальные показатели степени устойчивости
цивилизации. Стратегия устойчивого развития: российское измерение.
Принципы УР социоприродных систем будущего.
Тема 7. Экологическая безопасность составная часть национальной
безопасности
России.
Критерии
экологической
безопасности.
Основныепонятия. Классификация. Принципы экологической безопасности.
Понятие экологической опасности и причины её возникновения.
Экологические поражения. Техногенные аварии, катастрофы. Этапы
формирования международных государственных структур экологической
безопасности в мире.
Тема 7. 7.Общие вопросы природопользования и охраны природы. Предмет,
задачи и взаимосвязь природопользования и охраны природы. Принципы
рационального
природопользования
и
охраны
природы.
Виды
природопользования.
Тема 8. 8. Регулирование природной средой. Природа - материальная основа
природопользования . Экономический механизм природопользования. Цели,
задачи и функции . Экологическая стандартизация. Экологическая экспертиза.
Экологическая сертификация. Экологический мониторинг. Экологический
аудит. Природные ресурсы и их классификация. Парноальтернативные группы
природных ресурсов: возместимые, невозместимые; возобновимые,
невозобновимые; заменимые, незаменимые. Рекреационные ресурсы, эстетические ресурсы, феномены природы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения программы практикума:
1. развивает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию; к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
2.
формирует
целостное
естественно-научное
соответствующего современному уровню развития науки.
мировоззрение,
3. формирует ценности здорового и безопасного образа жизни;
4. формирует экологическую культуру, экологическое мышление, опыт
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к
занятиям научным трудом, к занятиям экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения программы практикума.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи
практической и лабораторной работы
2. Умение самостоятельно планировать этапы проведения практической или
лабораторной работы, осознанно выбирать наиболее эффективные методики ее
выполнения .
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы, рисунки для решения биологических экспериментальных задач.
3. Смысловое чтение. Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью. 3. Формирование и развитие
компетентности в области использования информационнокоммуникационных
технологий (далее – ИКТ).
Предметные результаты
В результате изучения дисциплины студент должен:
- знать: экологические и социальные особенности человека, экологическую
историю человечества, эволюцию экологических ниш человечества.
Демографическую ситуацию на Земле и пути решения проблем, вызванных
этим процессом. Концепцию устойчивого развития общества и природы.
Механизмы регулирования экоразвитием и экологизацией и принципы
рационального использования и охраны природных ресурсов;
- уметь: уметь отражать полученные знания на экологическое обучение,
воспитание и развитие личности школьника. Продемонстрировать на
конкретных природных участках отрицательное и положительное
антропогенное воздействие на природные объекты;
- владеть: приемами анализа изучаемой проблемы, иметь навыки работы с
первоисточниками, методами ведения дискуссии с целью разъяснения
глобальных, региональных, локальных проблем человечества;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
1
Тема 1. Социальная
экология как научная
дисциплина.
2
Тема 3. Социальнодемографическая политика,
демографические
проблемы и перспективы
3
3
Тема 4. Комплексный
характер социальноэкологической проблемы.
12
4
Тема 8. Регулирование
природной средой.
Природа - материальная
основа
природопользования
16
5
Резерв
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Контрольн
ые работы
Практиче
ские
работы
Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
Библиотека ЦОК
2
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
0.5
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
34
0.5
1
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
Тема урока
Предмет социальной экологии. Цели, задачи
социальной экологии.
Принципы социальной экологии (принципы
по Козловой). Законы социальной экологии
(законы Реймерса, Б. Коммонера).
Эволюция человека. Основные факторы
антропогенеза. Экологические ниши
человека.
Урбанизация и её роль в социальных
условиях общества.
Демография как главный фактор
социального развития. Демографическая
проблема в развитых странах и
развивающихся странах.
Влияние деятельности человека на состояние
экосистем. Изменение окружающей среды в
современное время и в перспективе.
Глобальные социально-экологические
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
1
1
1
1
1
1
1
02.09.2024
https://m.edsoo.ru/863e6122
https://m.edsoo.ru/863e632a
Библиотека ЦОК
09.09.2024
https://m.edsoo.ru/863e6122
Библиотека ЦОК
16.09.2024
https://m.edsoo.ru/863e6564
Библиотека ЦОК
23.09.2024
https://m.edsoo.ru/863e674e
Библиотека ЦОК
30.09.2024
https://m.edsoo.ru/863e6b72
Библиотека ЦОК
07.10.2024
https://m.edsoo.ru/863e6b72
Библиотека ЦОК
проблемы, порожденные противоречивым
развитием биосферы и антропосферы.
Возрастание агрессивности среды.
14.10.2024
8
Устойчивое развитие общества - определение
и условия.
1
9
Критерии и функции устойчивого развития.
1
10
Тенденция экологизации.
11
Природопользование. Принципы
природопользования.
1
12
Экология как научная основа рационального
природопользования.
1
13
14
15
16
Основные аспекты охраны природы:
социальнополитический аспект,
здравоохранительный аспект; заповедный
аспект; эстетический аспект.
Природные ресурсы и их классификация.
Принципы рационального использования и
охраны основных природных ресурсов.
Охрана атмосферы, вод, почв, недр.
Охрана растительного и животного мира,
ландшафтов.
https://m.edsoo.ru/863e6870
Библиотека ЦОК
21.10.2024
https://m.edsoo.ru/863e6d5c
Библиотека ЦОК
05.11.2024
1
https://m.edsoo.ru/863e6e88
11.11.2024
Библиотека ЦОК
1
1
1
1
18.11.2024
0.5
https://m.edsoo.ru/863e6ff0
https://m.edsoo.ru/863e716c
Библиотека ЦОК
25.11.2024
https://m.edsoo.ru/863e766c
Библиотека ЦОК
02.12.2024
https://m.edsoo.ru/863e7c98
Библиотека ЦОК
09.12.2024
https://m.edsoo.ru/863e7aae
Библиотека ЦОК
16.12.2024
https://m.edsoo.ru/863e7dc4
Библиотека ЦОК
23.12.2024
https://m.edsoo.ru/863e796e
17
Особо охраняемые территории
18
Регулирование природной средой. Цели и
функции управления.
19
Экологическая стандартизация.
Нормирование.
20
21
22
Актуальные проблемы организации
управления природопользованием в России:
политический, экономический,
административный аспекты.
Международное сотрудничество.
Международные организации. Конференции
и соглашения.
Экономический механизм
природопользования. Экономическое
стимулирование и экономическая
ответственность.
1
1
1
1
1
1
23
1
24
Регламентация воздействия на биосферу.
Оценка воздействия на окружающую среду.
1
25
https://m.edsoo.ru/863e796e
Библиотека ЦОК
20.01.2025
https://m.edsoo.ru/863e7540
Библиотека ЦОК
Распределение и запасы минеральных
ресурсов.
Санитарно-гигиенические нормативы.
Нормативы предельно-допустимых
концентраций.
Библиотека ЦОК
13.01.2025
1
27.01.2025
https://m.edsoo.ru/863e81b6
https://m.edsoo.ru/863e831e
Библиотека ЦОК
03.02.2025
https://m.edsoo.ru/863e7f4a
Библиотека ЦОК
10.02.2025
https://m.edsoo.ru/863e81b6
Библиотека ЦОК
17.02.2025
https://m.edsoo.ru/863e8436
Библиотека ЦОК
24.02.2025
https://m.edsoo.ru/863e86f2
Библиотека ЦОК
03.03.2025
https://m.edsoo.ru/863e8878
Библиотека ЦОК
10.03.2025
https://m.edsoo.ru/863e89a4
26
Экологизация образования.
27
Платежи за загрязнение окружающей среды.
Виды платежей.
1
28
Экологическое значение биоразнообразия.
1
29
Экологические ниши человечества.
17.03.2025
Замкнутое и разомкнутое развитие
природных систем.
1
31
Социально-экологические проблемы России
1
32
Проблема численности населения Земли.
33
Концепция ноосферы.
34
Резерв
31.03.2025
https://m.edsoo.ru/863e8c60
Библиотека ЦОК
07.04.2025
https://m.edsoo.ru/863e8efe
Библиотека ЦОК
14.04.2025
https://m.edsoo.ru/863e8efe
Библиотека ЦОК
21.04.2025
0.5
https://m.edsoo.ru/863e8d78
28.04.2025
Библиотека ЦОК
1
05.05.2025
https://m.edsoo.ru/863e9214
Библиотека ЦОК
1
12.05.2025
https://m.edsoo.ru/863e9214
Библиотека ЦОК
1
34
https://m.edsoo.ru/863e8c60
Библиотека ЦОК
1
30
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
1
19.05.2025
1
0
https://m.edsoo.ru/863e9336
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Экология. Алексашина И.Ю. «Экологическая культура», «Экологическая грамотность», «Экологическая безопасность»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/metodicheskie-rekomendaczii-dlya-rukovoditelej-obrazovatelnyh-organizaczij-po-realizaczii-ekologicheskogoobrazovaniya-s-czelyu-formirovaniya-ekologicheskoj-kultury-obuchayushhihsya.pdf
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://ecosystema.ru/04materials/index.htm