Содержание
Комплекс основных характеристик программы ...........................................................3
Пояснительная записка ..........................................................................................................3
Цель и задачи общеразвивающей программы .....................................................................5
Содержание общеразвивающей программы .......................................................................6
Планируемые результаты освоения программы .................................................................8
Комплекс организационно-педагогических условий ....................................................9
Условия реализации программы ...........................................................................................9
Формы аттестации и контроля. Оценочные материалы ...................................................10
Список литературы............................................................................................................16
2
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «КомпьютерАрт» составлена
в соответствии с нормативными актами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы
образовательных организаций дополнительного
образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам”;
Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по проектированию
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18 ноября
2015 г. № 09-3242;
Приказ от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций
"Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области";
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации дополнительных адаптированных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
Направленность программы: техническая.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы технической
направленности «КомпьютерАрт» выражается в следующем. Мир, окружающий
современного человека, является миром информационных технологий, в огромной
степени опирающийся на работу с визуальной информацией. Визуализация данных
находит применение в самых разных сферах человеческой деятельности. Вследствие
чего умение создавать, обрабатывать, интерпретировать объекты компьютерной
графики приобретает чрезвычайно большое значение, поскольку позволяет детям
владеть оптимальным инструментарием для эффективной деятельности и созданию
комфортной для жизни среды.
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности
«КомпьютерАрт» через освоение инструментальной компьютерной среды для работы
с информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения,3
схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном
объекте), а также, побуждая к активной мыслительной деятельности, обучая
наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между
деятельностью человека и окружающим миром,
способствует развитию и
становлению личности ребенка, который взрослея и становясь самостоятельным,
определяет себя в окружающем мире через поведение, деятельность, образ жизни, что
позволит ему наиболее полно реализовать себя в современном мире: раскрыть для
себя индивидуальные способности, самоопределиться в современном обществе,
суметь поставить личностные цели, реализовать личностный потенциал, достичь
поставленных целей.
Согласуя программу с содержанием программ по психологии, педагогике,
риторике, информатике, окружающего мира, реализация данной программы
предполагает занятия с детьми 10-12 лет. При этом, учитывая, что интерес к
компьютерным технологиям возникает значительно раньше, данная программа
позволяет адаптацию к более раннему возрасту (с 7-8 лет).
Отличительные особенности программы.
Программа дает последовательное представление обо всех формах графики,
одновременно, осваивая принципы создания графических продуктов средствами
современных компьютерных технологий. При этом
Простейший графический редактор применяется в создании сложных по
художественной технике работ;
Материал для изучения профессиональных графических редакторов
адаптирован для детей среднего школьного возраста;
При изучении различных техник выполнения работ учащиеся знакомятся
с работами художников, дизайнеров;
Для комплексного закрепления материала используется самостоятельная
творческая, проектная деятельность учащихся;
Включены занятия с профориентационной тематикой для осознания роли
полученных знаний в профессиональной деятельности.
Адресат программы.
Программа предназначена для детей с 10 до 12 лет.
Психофизиологические особенности учащихся, определяющие выбор
программы:
Возрастные особенности младших подростков (10-12 лет) проявляются в
очередном «скачке» личностного роста. Резкие, качественные изменения,
затрагивают все стороны развития ребенка: физические, интеллектуальные,
эмоциональные, социальные и др. Подросток активно использует абстрактное
мышление, у него возрастает способность к логическому мышлению. В этом возрасте
он уже способен к сложному восприятию времени и пространства. Одновременно со
стремительным развитием воображения возрастает неудовлетворенность собой в
окружающей реальности, что приводит к реализации фантазий подростка в
виртуальном мире. Именно в этом возрасте ребенок активно интересуется и старается
применять современные компьютерные технологии.
Условия зачисления на программу: зачисляются все желающие, не имеющие
абсолютных медицинских противопоказаний к занятиям с компьютерной техникой.
Группы имеют постоянный состав.
4
Минимальная наполняемость группы – 10 человек, максимальная – 15 человек.
Режим занятий: недельная нагрузка составляет 2 часа, занятия проводятся
один раз в неделю по 2 академических часа с перерывами по санитарным нормам
работы с компьютерной техникой. Занятия проводятся в специализированном
компьютерном классе.
Объем программы: 68 часа.
Срок освоения программы: 34 недели в течение одного учебного года.
Уровень программы: стартовый.
Предполагается использование и реализация общедоступных форм
организации учебного материала. Группы рассчитаны на массовое обучение детей,
безотносительно к их способностям, это привлекает к занимательному досугу
максимально допустимое количество учащихся, помогает с большей пользой
проводить свое свободное время.
Формы и методы обучения, виды занятий.
При реализации программы используются:
формы организации деятельности – индивидуально-групповая,
групповая, фронтальная;
методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия –
словесные (беседа, объяснение), наглядные (показ педагогом элементов,
приемов и способов их выполнения, наблюдение, работа по образцу),
практические (создание графических работ);
методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности детей –
объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые,
исследовательские;
виды занятий – беседа, занятие-игра, занятие-проект, образовательное
событие, открытое занятие, практическое занятие, фестиваль.
Формы подведения результатов:
беседа;
мастер – класс;
открытые занятия;
конкурсы, фестивали и акции различного уровня (районный, городской,
областной, региональный, всероссийский, международный)
индивидуальная папка работ в электронном виде;
портфолио обучающегося (материалы лекций с дополнениями и
комментариями детей, распечатки работ уроков, работы – участники
конкурсов, выставок, документы - свидетельства с выставок и т.д.).
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: воспитание и развитие качеств личности обучающихся,
отвечающих требованиям информационного общества через формирование основ
информационной культуры средствами компьютерной графики.
Задачи.
Воспитательные задачи:
сформировать начальные навыки взаимодействия в коллективе;
приобщить к правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
5
приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
Развивающие задачи:
развить внимание, умение концентрироваться;
накопить и обогатить интеллектуальный опыт детей;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.
сформировать потребность в познавательной и творческой деятельности.
Обучающие задачи:
формировать у детей навыки работы на компьютере в графических
редакторах, как способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для приобретения опыта
практической деятельности по созданию информационных объектов,
полезных для человека и общества.
Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
Название
№
раздела,
Количество часов
блока программы
Всего
Теория
Теоретические
1
основы
компьютерной
графики
Графический
2
редактор PAINT
Графический
3
редактор PAINT
арт-объекты
Всего:
Практика
14
7
7
34
14
20
22
5
17
68
26
44
и
Формы
аттестации,
контроля
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
выполнение
практических
работ
Наблюдение,
выполнение
практических
работ
Содержание курса
Содержание данной рабочей программы согласовано с содержанием программ
по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Занятия
способствуют созданию комфортной воспитательной среды, обеспечивающей
оптимальные психолого-педагогические условия для интеллектуального развития
личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей. При этом
школьники осваивают инструментальные компьютерные среды для работы с
информацией разного вида (тексты, изображения, анимированные изображения,
схемы предметов, сочетания различных видов информации в одном информационном
объекте). Занятия проводятся в форме теоретических и практических занятий,
6
приобретения новых знаний через просмотр тематических презентаций, просмотр
видео-уроков и примеров работ других авторов, выполнение коллективных работ. По
ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности
исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной
литературой, раскрывающей секреты компьютерной графики. Форма занятий
включают в себя также индивидуальные выступления, совместные игры, адресную
помощь, конкурсы, проекты, исследования и т. д. Любая из этих форм обладает
достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является
задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми
федеральными государственными образовательными стандартами. Теоретические и
практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой
компетенции учащихся, умениям:
• вести устный диалог на заданную тему;
• участвовать в обсуждении изучаемого материала;
• участвовать в выполнении практических работ.
• проявлять творческую активность
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении
тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. В процессе
прохождения курса формируются умения и навыки овладения теоретическими
знаниями по теме занятия и шире; умения оформлять работу. По окончании темы
проводится просмотр по предметной тематике, выступление, демонстрация работ
учащихся с учетом их мнения, оценки результатов работы каждого.
Содержание программы организовано через разделы:
Раздел 1. Теоретические основы компьютерной графики.
Теория:
Техника безопасности при работе с компьютером (ноутбуком). Значимость
компьютерных технологий в современном мире. Основы организации рабочего места.
Значение влияния графической информации на современного человека. Знакомство с
восприятием зрительной информации человеком. Знакомство с видами компьютерной
графики, методами представления графических изображений. Знакомство с
инструментальными средствами (основными графическими редакторами). Растровая
и векторная графика. Системы цветов в компьютерной графике. Цветовые модели.
Форматы графических файлов.
Практика:
Выполнение базовых операций по созданию изображения. Создание и
редактирование несложных изображений в графическом редакторе. Умение выделять
в сложных графических объектах простые. Палитра и конструирование цветового
набора палитре. Сохранение графических объектов в виде файлов в различных
форматах: bnp, gif, jpg, psd. Поиск и открытие файлов с графическим объектами.
Раздел 2. Графический редактор Paint.
Теория:
Знакомство с интерфейсом графического редактора Paint. Настройка рабочего
пространства графической среды. Инструментарий графического редактора Paint.
Знакомство с техническими приемами создания графического объекта.
Нестандартные возможности простых инструментов редактора. Знакомство с
художественными
приемами
художников-живописцев
и
применение
их
исполнительского мастерства для создания компьютерной графики.
7
Практика:
Практическое использование инструментов графического редактора Paint.
Использование палитры цветов в графическом редакторе Paint. Создание рисунков с
эффектом «смешения» цветов. Создание изображение на заданную тему в
графическом редакторе Paint. Редактирование компьютерного рисунка. Создавать
сложные объекты из готовых простых элементов (фрагментов). Орнаменты. Создание
рисунка в разных живописных техниках.
Раздел 3. Графический редактор Paint и арт-объекты.
Теория: Знать виды печатных публикаций: буклеты, открытки и др. Графика и
реклама. роль графики в рекламе. Афиша. Плакат. Коллаж. Логотип. Поиск и отбор
информации. Законй дизайн-конструирования.
Практика:
Создание открытки на свободную тему в растровом редакторе Paint. Создание
рекламного графического макета. Создание афиши (плаката) на заданную тему,
используя инструменты и функции Paint, а также «вставку» из других файлов.
Создание плаката на заданную тему. Выставка творческих работ. Презентация работ.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
будут сформированы навыки взаимоотношения в коллективе со
сверстниками и педагогами;
будет формироваться собственное отношение к окружающему миру;
будут понимать ценности здорового образа жизни и стремиться
следовать им;
Метапредметные:
будут развиты интеллектуальные и творческие качества, а так же
внимание, умение поставить цели, формулировать задачи и
концентрироваться на решении поставленных задач;
будет сформирована правильная организация труда во время
использования компьютерной и иной информационной техники;
будут расширены умения активной мыслительной деятельности,
наблюдения, понимания, осмысления причинно-следственные связи
между деятельностью человека и наукой;
будут получены навыки работы в команде;
будет сформирована потребность в познавательной активности и
совершенствовании.
Предметные:
получат общеразвивающие познавательные навыки;
будут знать основы работы с графическими объектами и получат
практические навыки использования компьютерных технологий для
создания и обработки объектов;
получат представление о исследовательских навыках, способствующих
дальнейшим занятиям с графическими объектами на продвинутом
уровне.
8
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Компьютерный (мобильный) класс;
Принтер;
Сканер;
Мультмедиапроектор;
Программное обеспечение: графический редактор Paint;
Накопители информации;
Бумага.
Кадровое обеспечение
Сведения о педагоге, участвующем в реализации программы: высшее или
среднее специальное педагогическое образование, первая или высшая
квалификационная категория по должности «преподаватель» или «педагог
дополнительного образования».
Информационно-методическое обеспечение
Общая характеристика педагогического процесса основана на следующих
принципах:
Принцип научности. Его сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал
реальные знания, правильно отражающие действительность, составляющие основу
соответствующих научных понятий
Принцип наглядности. Наглядные образы способствуют правильной
организации мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обеспечивает
понимание, прочное запоминание.
Принцип доступности. Предполагает соотнесение содержания, характера и
объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. Переходить
от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Но доступность не
отождествляется с легкостью. Обучение, оставаясь доступным, сопряжено с
приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности.
Принцип развивающего обучения. Требует ориентации учебного процесса на
потенциальные возможности ребенка.
Принцип осознания процесса обучения. Данный принцип предполагает
необходимость развития у ребенка рефлексивной позиции: как я узнал новое, как
думал раньше. Если ребенок видит свои достижения, это укрепляет в нем веру в
собственные возможности, побуждает к новым усилиям. И если ребенок понимает, в
чем и почему он ошибся, что еще не получается, то он делает первый шаг на пути к
самовоспитанию. "Ребенок, каким бы посредственным ни был уровень его
способностей, в чем-то должен переживать успех, чувствовать себя в чем-то творцом,
хозяином, превосходящим чем-то других", В.А.Сухомлинский.
Принцип воспитывающего обучения. Обучающая деятельность педагога как
правило носит воспитывающий характер. Содержание обучения, форма его
9
организации, методы и средства оказывают влияние на формирование личности в
целом.
Методы обучения.
1. Последовательное знакомство с различными техниками компьютерной
графики: конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что
изображаемый предмет составляют из отдельных частей. Он чаще используется на
этапах изучения инструментария редакторов; комбинированный – при создании
изображения используются несколько графических техник.
2. Словесный метод:
беседа, рассказ
объяснение, пояснение
вопросы
словесная инструкция
3. Наглядный:
демонстрация наглядных пособий, в том числе и электронных
(видеоуроки, картины, рисунки, фотографии)
показ выполнения работы (частичный, полностью)
4. Игровой. Элементы соревнования.
Рекомендуемая структура занятия:
Занятие состоит из 3-х частей: (вводная часть, основная часть, заключительная
часть). Структура занятий разработана в соответствии с требованием физиологии и
гигиены
детей возраста 10-12 лет, обусловленных закономерностям
работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических и
интеллектуальных нагрузках.
Цель вводной части – повысить эмоциональное состояние детей,
активизировать их внимание, ознакомить с теоретической составляющей занятия.
Содержанием вводной части является теоретический материал, основанный на
просмотре тематических презентаций, просмотре видео-уроков и примеров работ
других авторов, обсуждении коллективных работ, посещений музеев, выставок,
особенностей исполнительского мастерства профессионалов.
Основная
часть
включает
знакомство с новыми компьютерным
инструментарием, а также художественными техниками в применении
инструментария и соответствующей теме практической работе.
Последний элемент основной части (заключительная)– презентация работ с
коллективным обсуждением результатов.
Формы аттестации и контроля. Оценочные материалы
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год.
Формы промежуточной аттестации: открытые занятия для родителей,
опросы, тесты, проектные работы, результаты участия в выставках, фестивалях и
иных мероприятиях.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных
10
качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной
программы. Для
проведения
итоговой аттестации
формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят представители
администрации образовательной организации, методисты, тренеры-преподаватели,
имеющие высшую квалификационную категорию.
Результаты итоговой аттестации фиксируются в протоколе итоговой
аттестации обучающихся, если обучающийся полностью освоил дополнительную
общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему
предлагается продолжить занятия по предпрофессиональной программе по данному
направлению.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
- критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов
обучающихся (приложение 1);
-критерии и показатели для оценки образовательных результатов обучающихся
(приложение 2).
Приложение 1
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
Критерии
№
Показатели
Проявляется/
не
проявляется
Взаимодействие
1
в 1. Вступает во взаимодействие с детьми
команде.
Умение 2. Вступает во взаимодействие с
учащегося продуктивно педагогом
общаться,
готовность 3.
Отстаивает
свое
мнение
помочь
при аргументировано и спокойно
коллективном решении 4. Оказывает помощь сверстникам при
задач
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь
сверстников
Среднее значение
Познавательная
2
1.Интересуется темой занятия, задает
активность
дополнительные вопросы педагогу по
Желание узнавать
теме занятия/темы/программы
новое
2. Воспроизводит информацию по
итогам занятия
3. Умеет вычленять главное из
полученной информации.
4. Охотно делится информацией по
итогам самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи
взрослого) выполняет дополнительные
задания
Среднее значение
Ответственность
3
1. Выполняет задания педагога в
Проявляется при
указанный срок и без напоминания
11
выполнении
функциональных
заданий, известных,
повторяющихся
2. Своевременно приходит на занятие,
другие мероприятия
3. Доводит начатую работу до конца
4. Адекватно реагирует на оценку
своего труда, полученного результата.
5.
Выполняет
взятые
на
себя
обязательства
Среднее значение
12
Социальная
4
идентичность
Индивидуальное
чувство принадлежности
к группе.
Убежденность
в
собственной значимости
для развития среды, к
которой принадлежит
сам ребенок
1. Принимает правила и традиции
группы
2. Охотно (без давления педагога)
принимает участие в мероприятиях,
важных для группы (конкурсах,
фестивалях, социальных акциях)
3. Предлагает свою помощь при
проведении важных для группы дел
(мероприятий)
4. Положительно высказывается об
отношении к группе, школе.
5. Положительно оценивает свою роль
и место в детском творческом
коллективе.
Среднее значение
В таблице обозначается проявление или не проявление показателей шести
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на
развитие которых направлена данная программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование,
беседа, соревнования. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4
интервала, которые соответствуют:
высокому
(продвинутому)
уровню
результатов
освоения
дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100
баллов и характеризуются сформированностью и закрепленностью в
деятельности
обучающихся ценностных ориентаций; осознанный,
целенаправленный характер деятельности (уровень
мотивации);
умению создавать новые правила, новые творческие продукты,
алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях.
средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется
осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью,
умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в
ранее рассмотренных типовых ситуациях,
при этом действия
обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью
своей роли и ответственности за результаты собственной работы и в
группе,
готовностью
выполнять различную работу для пользы
окружающих.
низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов характеризуется
умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь
на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о
ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный
уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по
программе.
недопустимый
уровень от 40 баллов и ниже характеризуется
отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им;
13
отказом
признавать значимость
умения
сотрудничать,
взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием работать
только индивидуально.
Приложение 2
Критерии и показатели для оценки образовательных результатов обучающихся
Задача
Критерий
Показатель
Метод
Обучить
приемам
Уровень
работы
в
выполнения
различных
работ
графических
редакторах
Обучить
различным
техникам
обработки
и
создания
изображенийв,
созданию
спецэффектов
Развить
конструктивнотехнические
способности
учащихся
Развить
творческие
способности
учащихся
Уровень
применения
на практике
различных
техник
в
работе
с
изображениями.
Практические
работы
(качество,
законченность,
количество);
ведение и понимание записей
теории.
Устный
опрос;
контрольные задания;
соревнования внутри
объединения.
Участие в конкурсах (уровень
Участие в конкурсах.
конкурса, результативность).
Практические
работы
с
использованием
различных
техник(качество,
законченность, количество) по
заданию педагога.
Рабочая электронная
папка
индивидуальных
работ;
контрольные задания.
Самооценка
работ
Самостоятельные творческие
ребенка; наблюдение
работы (количество, уровень,
педагога, выставки на
законченность).
стенде.
Записи конспектов теории,
практические
работы
на
обработку
изображений(качество,
разноплановость, количество).
Рабочая электронная
папка
индивидуальных
работ;
ведение
рабочих
тетрадей.
Законченность,
разноплановость,
(по темам).
Наблюдение;
анализ.
Уровень
обработки
графических
изображений. Самостоятельные творческие
работы с использованием
изученных
техник
и Участие в конкурсах.
методов(качество,
разноплановость, количество).
Уровень
самостоятельных
творческих
работ.
Формирование Уровень
аккуратности, выполнения
количество
Применение изученных техник
Наблюдение;
и методов для выполнения
анализ;
авторских творческих работ
участие в конкурсах.
(комплексно).
Промежуточные
состояния Самоанализ;
практических работ (наличие). опрос;
14
терпения,
самостоятельности
учащихся
практических
работ
(поэтапно).
анализ;
уровень
работ.
конкурсных
Аккуратное ведение записей Наблюдение
теоретического материала.
наблюдений)
(лист
Уровень
выполнения,
Количество
законченность, использование
законченных работ.
авторских работ..
Уровень
Формирование
выполнения, Участие
в
мероприятиях
ценностного
применение учреждения ДО, оформлении
отношения
к
Количество авторских
авторских
рабочего
стенда
и
труду
работ
для
работ.
благотворительных акциях с
мероприятий.
использованием
авторских
работ
Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в течение
учебного года в три периода: в сентябре или октябре заполняются начальные
данные, в конце декабря – промежуточные данные, в мае - итоговые. На основании
сводных данных о достижениях каждого обучающегося наблюдается динамика
освоения
программы
дополнительного
образования
и производится ее
корректировка на дальнейший период.
15
Список литературы
Литература для педагога:
1. Белкин А.С. Возрастная педагогика / А.С. Белкин. – Екатеринбург,
2009.
2. Венгер, Л. А. Психологическая характеристика деятельности ребенка / .
3. А. Венгер. – Москва : [б. и.], 1968. – 19 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека – М.: Изд-во Смысл;
Эксмо, 2005.
5. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник
Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. № 4, 1928.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.
очерк: Кн. для учителя. М., 1991.
7. Горячев А. В. и др. Информатика в играх и задачах. Выпуск 1.1
Поурочные планы. – М. : «Экспресс», 1995. – 56 с.: ил.
8. Гурова Л. Л. Психология мышления. – М.:ПЕЗ СЭ, 2005, стр.266
9. Демирчёглян Г.Г. Компьютер и здоровье. М.: "Луко- морье", Темп МБ,
Новый Центр, 1997. - 256 с.
10. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии
с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. М.,
ABF, ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 2009. – 432с.: ил.
11. Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. Графический редактор Paint. Редактор
презентаций Power Point. (Тематический контроль по информатике.)/
Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. – М. Интеллект-Центр. 2003 – 80 с.
12. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное
пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
13. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. Практикум /
Л.А. Залогова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г. – 245 с.
14. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. -М. :
Логос, 2000. -384 с
15. «Конвенция о правах ребенка», М., 1990.
16. Новиков Ф. А., Яценко А. Д. Microsoft Office 2000 в целом. – СПб.:БВХПетербург, 2001.-728 с.: ил.
17. Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика/ 2-е издание. –
СПб.:Питер, 2010.+СD-ROM.
18. Пожарина Г.Ю. Свободное программное обеспечение на уроке
информатики. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.+СD-ROM.
19. Прозументова Г.Н. Типологизация образовательной реальности
инноваций: стратегия и методика гуманитарного исследования //
Переход к Открытому образовательному пространству. ч. 2.
Типологизация образовательных инноваций / под ред. Г.Н.
Прозументовой. Томск: Томский государственный университет, 2009. С.
37-41.
20. Приложение 2 к Положению о 8 Всероссийском конкурсе авторских
образовательных программ дополнительного образования детей.
Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания
и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11. 12. 2006 №
06-1844. Примерные требования к программам дополнительного
образования детей.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн.
22. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
23. Симонов С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика:
учебное пособие для средней школы. –М.: АСТ-ПРЕСС, ИнфокомПресс, 2000. -592 с.
24. Сафронова, Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к
образованию как цель и результат школьного воспитания: Монография /
Е.М. Сафронова. – Волгоград: Перемена, 2004, – 333 с.
25. Сборник СанПиН
26. Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации
развития ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений
[Электронный ресурс]: материалы научно-практической конференции
(Санкт-Петербург, декабрь 2014) / под. Общ. ред. Н.А. Вершининой.
СПб., 2014. - 114 с. — URL: http://www.nekrasovspb.ru/doc/act_vopr.pdf.
(дата обращения: 29.01.2021).
27. Эльконин Б.Д.. Введение в психологию развития (в традиции культурноисторической теории Л.С. Выготского). — М.: Тривола, 1994.
28. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе:
монография. М.: Логос, 2012. 448 с.
Литература для учащихся и родителей:
1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное
пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. Практикум /
3. Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика/ 2-е издание:
Учебник для ВУЗов – СПб.:Питер, 2010.+СD-ROM.
Электронные образовательные ресурсы:
https://resh.edu.ru
https://openedu.ru
http://dop.edu.ru
https://dop-obrazovanie.com
17
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)