У истоков, или как всё начиналось

25.08.2022

Осенью 1919 года в Екатеринбурге на ул. 8 марта (Троцкого), 43 открылась школа-интернат, куда входили детский сад, начальная школа (школа I ступени) и старшее звено (школа II ступени). 

07.jpg

Это была одна из первых школ, начавших работу после освобождения Екатеринбурга от белогвардейцев по новым программам Наркомпроса с девятиклассным образованием как опытно-показательное учреждение, осуществляющее поиск и экспериментальную проверку новых методов и приемов воспитания единой трудовой школы.

БерезоваОрганизатором и первой заведующей областной опытно-показательной школы-станции социального воспитания становится Березова Мария Федоровна. 

По программам Народного комиссариата просвещения для школы II ступени учащиеся получали знания и навыки по следующим предметам: обществоведению, родному языку и литературе, математике, естествознанию, химии, физике, географии, немецкому языку, труду в слесарных и столярных школьных мастерских, а также на земельном участке, изобразительным искусствам, музыке и пению, физкультуре, военной подготовке. Обязательным было участие в общественно-полезной работе внутри и вне школы по ликвидации неграмотности, в бригаде по посевной и уборочной кампании, полевых работах, школьном самоуправлении.

В 1920-е годы в школе работали прекрасные педагоги: учитель рисования Камбаров Илья Алексеевич (скульптор, под его руководством набережная Городского пруда приобрела современный вид), учитель физики и завуч школы Юшков Борис Евгеньевич, учитель естествознания Симонова Екатерина Федоровна, учитель математики Носов Михаил Васильевич, учитель русского языка Дробинина Анфиса Ивановна, учитель немецкого языка Готшаль Эмма Генриховна, учитель музыки и пения Ушаков Дмитрий Алексеевич. С 1921 года был введен предмет «драматизация» как новый метод развития внимания, выдержки, творческой фантазии, импровизация на темы, изучаемые обществоведением, историей, литературой. Элементы театральной студийной работы переносились в класс. Преподавала драматизацию актриса Витте Вера Федоровна. Дружный был коллектив, все жили общими интересами и во всем стремились помочь друг другу. 

Интересные уроки умных, знающих преподавателей дополняли содержательные занятия в кружках. Работали кружки рисования и лепки, а также  драматический, авиамодельный, астрономический, хоровой, химический, биологический, редколлегия стенной газеты. В конце 1920-х  в школе вышел первый рукописный журнал «Мысль ленинца». В то время важной задачей было повышение качества знаний, борьба с неграмотностью. И этот журнал стал отражением данного призыва.

«В школе было много иногородних ребят из Березовска, Камышлова, Уктуса, Сухого Лога, станции Кузино, из деревень. Изначально собирали беспризорных детей на вокзале, на улице. Приходили из семей от большой нужды. При школе было два интерната. И в школе и в интернатах было самообслуживание (уборка, соблюдение правил санитарии). Каждый имел общественное поручение. На кухне ребята под руководством  поварихи сами готовили обед (интернатовские и городские обедали вместе). За городом и у здания  школы был свой огород, где выращивались овощи для школьной столовой, а  продукты получали по разнарядке  ГубОНО». На лето школа выезжала на Шарташ, где были и оздоровительный и трудовой лагерь.

Школа считалась одной из лучших  в  области. Чтобы поступить в школу, надо было сдавать экзамены: конкурс – 24 человека на 8 мест.  Учились звеньевым методом: звеньями готовились и отвечали.  Преподавание велось лекционным способом.  По 5-6 уроков в день. В 1921-1922 учебном году в школе обучалось уже 165 учеников.Хочу такой сайт

Настоящим хозяином школы-коммуны был весь школьный коллектив как субъект ученического самоуправления. В школьный совет входили представители работников школы, учащихся старших возрастных групп с 12-летнего возраста, трудового населения района и отдела народного образования.

В 1925 году по просьбе учителей школы Указом ГубОНО ей  присвоено имя В.И. Ленина 

Школы II ступени, так же как и другие школы повышенного типа1920-х гг. - семилетки и девятилетки, готовили выпускников для поступления в ВУЗы и техникумы, а также для работы в соответствии со специализацией («уклоном»). В нашей школе был принят кино-радио-технический уклон, кооперативный, педагогический и по политпросветительской работе.

Шла ускоренная «политехнизация» школы, то есть, прямая  привязка  образования к хозяйственным нуждам страны. В школе готовили счетоводов, киномехаников, радиотехников, электротехников, учителей, работников политпросвещения.

В июне  1925 года состоялся первый выпуск школы 2-й ступени имени В.И. Ленина.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.08.2022

Дата обновления: 02.09.2022

Дата публикации: 25.08.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».