01.01.2017
Русский язык
Для запоминания глухих согласных:
СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!
ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?
Для запоминания звонких согласных:
Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа!
ГДе ЖиЗНь БыЛа В МиРе + Й
Для разбора на члены предложения словам задаются вопросы. Вот мнемоника для определения обстоятельств:
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так:
Где? куда? когда? откуда?
Почему? зачем? и как?
Падежи:
Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку
Иван Родионович Дайте Вашу Трубку Покурить
Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь
Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить
Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу
И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого
Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать
Извините Родители Дайте Ванюше Таблеток Покушать
Иван Родной Дай Водицы — Тетя Просит
Иваниха Родила Девочку Верочку, Толстенькую, Пузатенькую
Имя Родители Дали, Винни Топтыжкой Прозвали
Имя Родители Дали — Винительным Творцом Предложили
Приставки:
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз- , из- , через- , раз- и без- .
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой с.
Глухие звуки — это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Чтобы запомнить какие приставки пишутся слитно:
АвтоМотоВелоФотоТелеРадиомонтёр
Корни:
Стих о проверке безударных гласных в корне:
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!
Правописание чередующихся гласных Е и И в корнях -бер-/-бир- , -дер-/-дир- , -мер-/-мир- , -пер-/-пир- , -тер-/-тир- , -блест-/-блист- , -жег-/-жиг- , -стел-/-стил- , -чет-/-чит можно запомнить с помощью простых стишков:
Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!
Собирать, стирать, задира,
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
Или на то же правило есть мнемоническое правило Ослика ИА: пиши в корне И, если за корнем А.
Чередующиеся гласные А и О в корнях -гар-/-гор- , -твар-/-твор- , -клан-/-клон- поможет запомнить мнемоника: Горению творца поклоняйся
Суффиксы:
Н или НН:
Слова-исключения стекляННый, оловяННый и деревяННый пишутся с двойной НН, чтобы запомнить их, представим себе старое окно – ручки из металла, рама и подоконник из дерева и естественно стекло. Удобно показывать ученикам прямо в классе, если окна ещё не заменили на пластиковые.
Слово-исключение смышлеНый надо писать с одной Н, он итак умный, ему и одной хватит.
МошеННик у тружеНика одну Н украл.
— ОНК, -ЁНК:
Девчонка сморит в даль в окно — под ударением буква О.
У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо.
Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку.
–ЧИК, –ЩИК:
Только после букв Д, Т, З, С, Ж пишется –чик(лазутчик, перебежчик, покрасчик, извозчик). Чтобы это запомнить используйте мнемонику:
ДеТи За СаЖей — чик, все остальное — щик.
Мягкий знак:
После ж нет мягкого знака в словах – Уж замуж невтерпеж.
Как мы знаем, в существительных ЖЕНСКОГО рода на конце ставится мягкий знак (моль, глушь, дочь). Женщина везде ходит с дамской сумочкой (мягкий знак), а мужчины сумки не любят, предпочитают разложить вещи по карманам.
В числительном может стоять ТОЛЬКО ОДИН мягкий знак. Если он есть в конце, то в середину его уже ставить не надо. (шестнадцатЬ, восемнадцатЬ, пятЬсот, восемЬсот)
Мягкий знак в возвратных глаголах легко проверяется вопросами «что делатЬ?», «что сделатЬ?» и «что делает?», «что сделает?». Если в вопросе присутствует мягкий знак, то и в слово его добавить надо. Например, интересоваться(что делать?), интересуется(что делает?).
Окончания:
Путаницу с окончаниями наречий поможет решить окончание слова окно. Например, влевО (в окнО), слевА (с окнА), налевО (на окнО).
Дефис:
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
Кое- , -либо, -то, -нибудь
Черточку не позабудь,
И при -таки, -ка, и -де
Ставьте черточку везде!
Но в частицах ЛИ, ЖЕ, БЫ
Черточку не надо бы.
Либо, кое, ка, нибудь, –
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
(из-за, из-под)
Непроизносимая согласная:
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
НЕ надо писать Т:
— И ужаСНо, и опаСНо
Букву «Т» писать напраСНо.
— Вот чудеСНо! Вот прекраСНо!
— Почему это чудеСНо?
— Потому что интереСНо!
Надо писать Т:
Всем извеСТНо, как прелеСТНо
Букву Т писать умеСТНо!
Сложные в написании и словарные слова:
В городе Бордо, на улице бОрдовой,
закат бАгряный и бАгровый.
На вЕранде вЕтер
На вИтрине Игрушки.
Слова-исключения (в корне после Ц пишем Ы):
Цыган на цыпочках подошёл к цыпленку и цыкнул «Цыц!».
Слова-исключения (после шипящих О, а не Е):
Кто-то в шОртах и в плаще по трущОбе без шОроха нес крыжОвник.
Как пишутся буквы С в слове иСкуССтво можно запомнить, представив, что бы едем на трёхколесном велосипеде (впереди одно колесо, сзади два) или с помощью дроби ½.
ИнЖЕНЕр, это человек, который приносит ЖЕНЕ большую зарплату.
Психиатр и педиатр пошли в театр.
У подЪезда адЪютант ждет фельдЪегеря.
Чулки и носки в родительном падеже:
носки – носкОВ они короткие, поэтому прибавляем В.
чулки – чулОК они и без В длинные.
Одевать/надевать:
Надеваю одежду, одеваю — Надежду.
Одевать (кого?) Надежду, надевать (что?) одежду.
Мы пошли с Надюшей в душ,
Вдруг приперся Надин муж.
То ли мне надеть одежду?
То ли мне одеть Надежду?
Глаголы-исключения второго спряжения:
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить,
Гнать, держать, дышать, обидеть,
Видеть, слышать, ненавидеть,
А еще вертеть, терпеть,
И зависеть, и смотреть.
Вы запомните, друзья,
Их на е слагать нельзя!
Знаки препинания:
Долго не могла запомнить, как ставить знаки препинания в вопросительно-восклицательном предложении (?!). Просто поставьте эти слова в алфавитном порядке: воПросительный – воСклицательный и навсегда запомните порядок их написания.
Ударения:
Иногда шутливые запоминалки могут идти от обратного. Прочтите эту рифмовку и никогда так не говорите:
Сорок прОценто наших дОцентов все докУменты носят в пОртфелях.
А есть и правильные стишки:
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла! (Фёкла красная, как свЁкла!)
Срубили ель, сорвали щавЕль.
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Одна из самых распространённых ошибок – ставить ударение на О в слове звонИт. Чтобы этого не случилось, запомните:
А в слове звонит, и всех других спряжениях не должно быть вони!
Литература
Определить стихотворные размеры можно с помощью простого русского имени:
Иван — ямб
Ваня — хорей
Ванечка — дактиль
Ванюша — амфибрахий
Иоанн – анапест
И ещё можно запомнить мнемоническое слово ДАМАН:
ДАктиль – ударение на первый слог.
АМфибрахий – ударение на второй слог.
АНапест – ударение на третий слог.
Прочитав за лето море книжек, невозможно запомнить каждый сюжет, ни то что до экзамена, даже до учебного года. Для этого придумывают целые мнемонические песни. Например, сюжет шекспировского Гамлета навсегда можно запомнить, спев следующие строки:
Ходит ГамлEт с пистолетом,
Хочет ковой-то убить.
Он недоволен белым светом,
Он думает: Быть или не быть?
Евоная мать согрешила
И за другого пошла,
А сапогов ещё не износила,
В каких она за гробом мужа шла.
Офелия, Гамлетова девчонка,
Спятила, товарищи, с ума,
Потому что датская сторонка
Для народа хуже, чем тюрьма.
Спятила, в воду сиганула,
Даже не сняла с себя наряд,
И тут на кровь Гамлета потянуло,
И стал он их калечить всех подряд.
И по расписанию Шекспира
Вынимал тут Гамлет-молодец
С ножен комсоставскую рапиру,
Наступал Полонию конец.
И тогда король, трясясь от гнева,
В Лондон повелел его сослать,
Стакнулася с ним и королева,
Разве ж это мать? Такая мать...
Был Гамлет упрям и непослушен,
За себя двух корешей послал,
Вскоре был один из них задушен,
А другой – так без вести пропал.
Со зла Гамлет задумал постановку,
Чтобы свои сомненья разрешить,
Во дворце устроить потасовку
И в общей свалке кой-кого убить.
Решил разоблачить он королеву,
А, главное – прихлопнуть короля,
Самому отдать концы налево,
А Данию оставить без руля...
Весь двор смотреть собрался на пиесу,
Которой Гамлет автор-режиссёр.
Король не проявлял к ней интересу,
Но под конец до смысла он допёр.
На сцене королева-потаскуха
Синильной мужа травит кислотой,
Льёт из пипетки, лярва, прямо в ухо,
Душевною блистая красотой.
Король смекнул да улыбнулся глупо,
И тут Гамлет давай их всех кромсать!..
Наутро там нашли четыре трупа,
И то их невозможно опознать.
Шекспир – в машину и на поле боя,
Он моментально трупы опознал
И, несмотря на приступ геморроя,
За сутки свою пьесу накатал.
Больной Шекспир работал с увлечением,
Он делал деньги, затянув ремень,
И получили люди развлечение,
А автор – белый хлеб на чёрный день!
И получили люди развлечение,
А автор – белый хлеб на чёрный день!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.10.2020
Дата обновления: 26.10.2020
Дата публикации: 01.01.2017