МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 5
УТВЕРЖДЕНО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
"Практикум по написанию сочинений"
для 10 класса 2025 - 2026г.
Лосева С.А.
Екатеринбург
2025
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования (приказ № 413 от 17. 05. 12 МО РФ)
Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования (протокол от 28.06.2016г. № 2/16-з)
ООП СОО (ФГОС) ЧОУ «Центр образования на Марсовом поле»
Положением о рабочей программе «Центр образования на Марсовом поле»
Элективный курс «Теория и практика написания сочинения» предназначен для уч-ся 10 11 классов. Рабочая программа элективного курса по русскому языку составлена на
основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования.
Цели данного элективного курса:
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку,
Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе;
- развитие творческих способностей личности;
-развитие логического мышления;
-развитие связной монологической речи;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
Задачи элективного курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания
части С на ЕГЭ:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание
в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в
текст.
-привитие способности к самостоятельной деятельности
Общая характеристика элективного курса
Анализ результатов ЕГЭ (части С) и анализ итоговых сочинений
типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением:
-понимать информацию, заложенную в тексте;
-ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли,
-аргументировано доказывать свою позицию,
2
показал, что наиболее
-с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому языку
и литературе.
Элективный курс учит развивать мысль на избранную тему, формирует литературные
взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Работа над
сочинением приобщает учащегося к творчеству, позволяет выразить свою позицию, свой
взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть
культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо
уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности
невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А
развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и
экономических задач.
Не случайно и в КИМах ЕГЭ по русскому языку говорится, сочинение-рассуждение
предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому
языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом
задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или
сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот
навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники
или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Место элективного курса в учебном плане
На элективный курс «Практикум по написанию сочинений»
школьным компонентом выделяется 1 ч в неделю, итого-34 ч за учебный год.10 класса.
3
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Планируемые результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как
к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные
и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
4
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям,
в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
5
•
•
•
•
•
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
• оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
6
3. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
• у обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма;
• навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так
и по заданной теме;
• развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое
высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную
мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые
средства с учетом стиля и типа речи;
• знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения,
уметь применять такие коммуникативные умения: интерпретировать содержание
исходного текста или формулировку темы;
• уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме
• выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых
норм;
• уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к
сочинению-рассуждению;
• анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их;
• владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции,
необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и
ситуациях общения;
• у обучающихся будут сформированы навыки творческого письма, навыки
конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и по
заданной теме
ученик научится понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое
высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную
мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые
средства с учетом стиля и типа речи.
• будет знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинениярассуждения,
уметь
применять
следующие
коммуникативные
умения:
интерпретировать содержание исходного текста или формулировку темы
• будет уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме
• будет свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм
• уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к
сочинению-рассуждению
• анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их
7
•
научится владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах,
жанрах и ситуациях общения.
Содержание курса.
8
Введение в элективный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе. Понятия
"направление" и "тема сочинения". Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке
художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания
сочинения. Алгоритм написания сочинения.
Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки темы. Выбор
темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и понимание
привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта работы над сочинениями разных
жанров. Проблемный вопрос в темах различной формулировки. Преобразование темыпонятия в вопрос. Работа с формулировкой темы. Проблемный вопрос в темах различной
формулировки, преобразование темы- понятия в вопрос. Ключевые слова темы.
Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной выразительности в
теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темы-афоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами,
определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из
ключевых слов и вопросов к теме.
Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках
темы.
Лекция с элементами беседы. Структура сочинения-рассуждения. Типы речи: рассуждение,
повествование, описание. Их основные признаки и различия. Структура рассуждения: тезис доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение. Композиция сочинения.
Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации
произведений. Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей
произведения. Примеры сочинений с разной композицией. Написание вступления к
сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным сочинениям. Виды вступлений. От
вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых вступлений. Творческая работа. Синквейн,
диамант и штрихи как опорный конспект к написанию вступления. Заключение к сочинению.
Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды заключений. От главного
вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа. Главная
часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и
структура аргументов в сочинении-рассуждении. Способы цитирования и привлечение
литературного материала. Фактические ошибки. Анализ аргументации в школьном
сочинении. Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками. Структура экзамена. Требования к сочинениюрассуждению в формате ЕГЭ. Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией
сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным
членением текста. Формулирование проблемы исходного текста. Комментарий к
сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные виды комментариев.
Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения позиции автора.
Выражение собственного мнения. Способы выражения. Включение иллюстративного
материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы и минусы),
Лекция с элементами беседы. Основы грамотного письма. Виды
грамматических ошибок.
Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные
грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные
ошибки. Редакторская работа с текстом.
Речевые ошибки в сочинении.
Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Этические и фактические ошибки.
Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения.
Редакторская работа с текстом.
9
Логические ошибки в сочинении.
Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Лекция с элементами беседы. Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы
и синтаксические фигуры.
Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи.
Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая
работа.
Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии. Практическая
работа с антонимами,
синонимами, омонимами, фразеологизмами.
Выбор стиля. Оригинальность.
Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по
выработке индивидуального стиля.
Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? . Что значит «соответствие теме»?
Советы пишущему сочинение.
Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта учащихся
и аналитического материала по курсу.
Календарно-тематическое планирование 10 классы (10 класс: 1 час в неделю, 34 часа)
10
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение
учебного предмета. 10 класс. 34 недели.
№
Тема
1
2
3
4
5
Введение в элективный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе
Понятия "направление" и "тема сочинения".
Подходы к трактовке художественного текста.
Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения.
Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки темы.
Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы.
Знание и понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта
работы над сочинениями разных жанров
Проблемный вопрос в темах различной формулировки.
Преобразование темы- понятия в вопрос.
Тема-афоризм, тема-цитата (урок-практикум). Работа с темой-цитатой, темойафоризмом.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Средства художественной выразительности в теме- цитате. Анализ проблематики
тем- афоризмов. Толкование темы-афоризма.
Урок-практикум.
Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание
ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и
штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы.
Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.
Структура сочинения- рассуждения. Структура рассуждения: тезис - доказательство
– вывод.
1
Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и
различия.
Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров
используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении.
Композиция отдельных частей произведения.
Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения.
Примеры сочинений с разной композицией.
Вступление к сочинению. Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ
вступлений к школьным сочинениям.
Виды вступления к сочинению. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых
вступлений.
Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию
вступления.
Главные части сочинения: тема и аргументация.
Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура
аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении.
Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура
аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении.
Способы цитирования и привлечение литературного материала. Фактические
ошибки.
Заключения к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды
заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
28
29
30
31
32
33
34
заключений
Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды 1
заключений. От главного
вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа
Промежуточная аттестация. Сочинение.
1
Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками.
Анализ направлений , предложенных для подготовки к сочинениям в учебном году.
Критерии оценивания сочинения.
Урок-практикум «Оцени сочинение по критериям».
Урок-практикум «Оцени сочинение по критериям».
12
1
1
1
1
1