Рабочая программа учебного предмета «Проектная деятельность» для обучающихся 5 – 6 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 5

УТВЕРЖДЕНО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Проектная деятельность»
для обучающихся 5-6 классов

Екатеринбург
2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы. Программа разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего
образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена самой особенностью проектноисследовательской деятельности. Эта деятельность лежит в основе познавательного интереса
ребенка, является залогом умения планировать любые действия и важным условием успешной
реализации идей. Любые изменения современного общества связаны с проектами и
исследованиями – в науке, творчестве, бизнесе, общественной жизни. Поэтому важным элементом
развития личности обучающегося является формирование основных навыков проектноисследовательской деятельности.
Цель изучения учебного предмета - формирование ключевых компетентностей учащихся
(проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной)
для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
– развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых
компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и
ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне
обеспечивается решением следующих задач:
ознакомление с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и
проектных продуктов; получения знаний о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы,
проблемных вопросов; формирование умений определять цель, ставить задачи, составлять и
реализовывать план проекта; пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; использовать
критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе
реализации проекта, делать выводы; формировать представление о рисках, их возникновении и
преодолении; проведения рефлексии своей деятельности.
Развитие универсальных учебных действий; анализировать, вычленять существенное,
связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде),
самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы.
Способствовать расширению кругозора; обогащению словарного запаса, развитию речи и
дикции школьников; развитию творческих способностей.
Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного
обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости
коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в
процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;
дать возможность учащимся проявить себя.
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую
направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые
первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем
обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию,
уверенность в себе.
Необходимость введения курса «Проектная деятельность» определяется современными
требованиями к обучающемуся в части исследовательской грамотности.
Для изучения курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Курс «Основы проектной деятельности» призван обеспечить освоение наиболее
актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и
подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Освоение
способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках
изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который
специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление
личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит
стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только
индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать
коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение
различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками
проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит,
формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают
всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод
проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для
межпредметного обучения.
В программе представлены модули, рекомендуемые для освоения. Они могут быть
включены в календарно-тематический план целиком или фрагментарно.
Модуль «РАБОТА С КАТАЛОГАМИ»
При работе над проектом учащиеся сталкиваются с проблемой поиска информации.
Поскольку в рамках школьной программы нет предмета или раздела в каком-либо предмете,
специально посвященного поиску информации, учащиеся сталкиваются со сложностями. Во время
обучения основным источником информации является учебник (т.к. в нем содержится
необходимый минимум информации), работы с которым недостаточно для формирования
информационной компетентности.
Несмотря на то, что практика написания различного рода рефератов в средней школе
развита, учащиеся не обучаются специально работе с каталогами. Поэтому часто ими используется
информация либо рекомендованная учителем, либо подобранная по случайному принципу
(например, по степени доступности - имеется дома, у друзей, книгу легко купить в магазине и
т.п.). Такой подход к использованию информации не позволяет формировать информационную
компетентность.
К моменту окончания основной школы учащийся, как правило, не представляет ни то, как
может быть организована информация в каталогах (нет опыта посещения библиотек, нет
необходимости их посещения), ни то, как информацию по заданному параметру в каталоге добыть
(не говоря о том, чтобы самостоятельно задавать параметр).
Модуль построен таким образом, чтобы учащиеся сначала освоили алгоритм поиска
информации по заданному учителем параметру. Ученики получают представление о том, что
информация в каталоге в зависимости от структуры каталога может быть представлена либо
тематически, либо в алфавитном порядке; о том, как в зависимости от исходных данных выбирать
тот или иной вид каталога для поиска необходимой информации. На первом этапе имеет смысл
задействовать ресурсы школьной библиотеки, чтобы продемонстрировать работу с карточными
каталогами. Целесообразно не только познакомить учеников с тем, как оформляется карточка в
каталоге и какую информацию она содержит, но и дать возможность самостоятельно составить
небольшой карточный каталог.
Следующий этап работы строится с учетом потребностей учеников в информации. Это
может быть поиск информации для реализации проекта. При этом учащиеся получают
возможность самостоятельно задавать параметры поиска: либо это поиск по алфавиту (в случае,
если известны авторы/автор, у которых можно найти необходимую информацию), либо поиск в
тематическом каталоге. После выполнения задания учителю целесообразно организовать
коллективное обсуждение того, как ученики добывали информацию, с какими сложностями им
пришлось столкнуться (неправильно заданный параметр поиска, неумение считывать информацию

с карточки и т.п.) и как они с этими сложностями справлялись. Целесообразно добиться того,
чтобы учащиеся составили для себя алгоритм поиска информации в каталоге, начиная с этапа
установления параметра поиска.
Завершающим этапом может быть экскурсия в библиотеку. Принципиально, чтобы в этой
библиотеке читатели работали с каталогами самостоятельно, а не задавали параметры поиска
библиотекарю, как это чаще всего бывает в школьных библиотеках. Желательно, чтобы при
посещении библиотеки учащиеся получили представление о работе с электронными каталогами
(поняли, как он организован и попробовали работать с ним).
Тема 1. Организация информации в каталоге.
Виды каталогов. Поиск информации в каталоге по заданному параметру.
Практическая деятельность учащихся: индивидуальная работа с каталогом по поиску
информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
Тема 2. Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно
заданному параметру.
Практическая деятельность учащихся: индивидуальная или групповая работу по
установлению параметра поиска информации в каталоге; работа с каталогом по поиску
информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
Тема 3. Поиск информации в карточном и электронном каталоге.
Практическая деятельность учащихся: работа с карточным и электронным каталогом;
работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
Модуль «ОТ ПРОБЛЕМЫ К ЦЕЛИ»
Модуль ориентирован на освоение учащимися таких способов деятельности, как описание
и анализ ситуации, постановка цели, планирование деятельности и ресурсов.
В результате освоения модуля учащиеся: получат представление о противоречии, лежащем
в основе проблемы; получат опыт: описания и анализа ситуаций, в которых возникают проблемы;
постановки задач, адекватных цели; планирования ресурсов. Научатся: обозначать проблему;
формулировать цель на основании проблемы; формировать план деятельности.
Тема 1. Ситуация и проблема.
Ситуация. Описание, признак, анализ ситуации.
Тема 2. От проблемы к цели.
Противоречия и проблема. Анализ способов разрешения проблемы. Цель. Свидетельства
достижения цели. Способ убедиться в достижении цели. Риски.
Тема 3. Планирование деятельности.
Постановка задачи, составление плана, текущий контроль.
Модуль «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: РАБОТА С
ПРОГРАММОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ POWER POINT».
Введение метода проектов в образовательный процесс школы заставляет пересмотреть
предназначение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Теперь это не самоценный объект изучения, а средство, позволяющее учителю как работать над
формированием ключевых компетентностей учащихся, так и организовывать самостоятельное
освоение информации учеником.
Следует также отметить, что пользовательские навыки сегодня являются неотъемлемым
элементом функциональной грамотности. Однако наиболее эффективный способ их освоения
лежит не в плоскости тренировочных упражнений, формирующих определенные навыки, а в
плоскости осознанного применения, позволяющего не только присвоить определенные способы
деятельности, но и осознать их как свои ресурсы, т.е. сделать шаг на пути формирования
компетенции.
При работе учащегося над проектом умение работать с мультимедийными
информационными объектами актуализируется в нескольких случаях:
— получение информации из мультимедиа источников;
— письменная коммуникация, подготовка информационного мультимедийного продукта
проектной деятельности;
— публичное выступление, подготовка и использование электронной презентации.
Предлагаемый учебный модуль имеет прагматическую направленность и нацелен на:
— освоение пользовательских навыков в использовании ИКТ для создания,
редактирования, демонстрации и печати электронных презентаций;

— получение учащимися опыта представления значимой для них информации в форматах,
заданных культурными образцами;
— освоение способов соотнесения целей и содержания публичного выступления с
содержанием поддерживающей презентации;
— освоение способов отбора информации для презентации как самостоятельного продукта
письменной коммуникации.
Эти навыки и способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми
необходимо для формирования информационной и коммуникативной ключевых компетентностей.
Общая логика работы учителя, направленной на освоение учащимися содержания модуля,
может быть выражена в трех этапах работы по каждому тематическому блоку:
1 этап: освоение приемов работы в режиме тренинга; формирование отношения к
пользовательским навыкам как к ресурсам через проектирование ситуаций, в которых
использование полученных навыков позволит повысить качество продукта или облегчить
деятельность по его получению.
2 этап: применение приемов работы в подготовке документов в соответствии с задачами и
содержанием деятельности учащихся по их текущим проектам; разработка формата и содержания
документа на основе целей публичной или письменной коммуникации.
З этап: вне рамок модуля — консультации учителя по работам в MS Power Point,
необходимые для реализации проектов учащихся.
Тема 1. Понятие презентации. Интерфейс программы POWER POINT. Понятие о
мультимедиа технологиях. Компьютерная презентация — представление информации с помощью
компьютера, состоящее в смене слайдов на экране с использованием эффектов мультимедиа.
Слайд — отдельный кадр презентация. Программа POWER POINT — средство для создания и
демонстрации компьютерных презентаций. Интерфейс программы. Меню и пиктограммы.
Отбор содержания презентации. Жанр презентации.
Открытие, создание и сохранение презентации с помощью пиктограмм «Открыть»,
«Создать», «Сохранить». Сохранение презентации с заданным именем в выбранной папке с
помощью меню «Файл — Сохранить как...». Шаблоны презентации.
Практическая деятельность учащихся:
тренинг: извлечение информации из мультимедийных источников по заданию учителя,
создание вторичного информационного продукта;
тренинг: выполнение ситуативного задания, состоящего в анализе связанного текста и
отборе содержания презентации;
определение содержания презентации материалов проекта учащегося, определение
шаблона на основе целей презентации учащегося.
Тема 2. Макет слайда. Создание слайда. Вставка в слайд текста и рисунков. Создание фона
слайда.
Понятие макета слайда: заголовок, текст, картинки, анимации. Вставка нового слайда с
помощью меню «Вставка — Создать слайд». Выбор макета нового слайда из набора заданных.
Вставка текста, изменение размера и типа шрифта. Вставка картинок из библиотеки МS Clip
Gallery.
Создание фона слайда с помощью меню «Формат — Фон». Выбор цвета фона из набора
заданных. Дополнительные цвета фона, способы заливки.
Практическая деятельность учащихся:
тренинг: создание слайда по техническому заданию, предложенному учителем;
создание презентации материалов проекта учащегося.
Тема 3. Настройка анимации текста, рисунков.
Анимация и озвучивание различных объектов слайда: заголовка, текста, картинок.
Пиктограмма «Эффекты анимации». Меню «Показ слайдов - Настройка анимации». Выбор типа
«эффекта анимации» и «звука анимации» из набора заданных. Просмотр эффекта анимации.
Практическая деятельность учащихся:
тренинг: анимация и озвучивание объектов слайда по техническому заданию,
предложенному учителем;
анимация и озвучивание презентации материалов проекта учащегося.
Тема 4. Демонстрация презентации. Печать презентации.

Демонстрация презентации: нормы публичного выступления с использованием
мультимедиа-поддержки. Меню «Показ слайдов — Показ». Печать слайдов, печать структуры
презентации. Меню «Файл — Печать».
Практическая деятельность учащихся:
демонстрация презентации материалов проектов учащихся.
Модуль «РАБОТА С КАТАЛОГАМИ»
При работе над проектом учащиеся сталкиваются с проблемой поиска информации.
Поскольку в рамках школьной программы нет предмета или раздела в каком-либо предмете,
специально посвященного поиску информации, учащиеся сталкиваются со сложностями. Во время
обучения основным источником информации является учебник (т.к. в нем содержится
необходимый минимум информации), работы с которым недостаточно для формирования
информационной компетентности.
Несмотря на то, что практика написания различного рода рефератов в средней школе
развита, учащиеся не обучаются специально работе с каталогами. Поэтому часто ими используется
информация либо рекомендованная учителем, либо подобранная по случайному принципу
(например, по степени доступности - имеется дома, у друзей, книгу легко купить в магазине и
т.п.). Такой подход к использованию информации не позволяет формировать информационную
компетентность.
К моменту окончания основной школы учащийся, как правило, не представляет ни то, как
может быть организована информация в каталогах (нет опыта посещения библиотек, нет
необходимости их посещения), ни то, как информацию по заданному параметру в каталоге добыть
(не говоря о том, чтобы самостоятельно задавать параметр).
Модуль построен таким образом, чтобы учащиеся сначала освоили алгоритм поиска
информации по заданному учителем параметру. Ученики получают представление о том, что
информация в каталоге в зависимости от структуры каталога может быть представлена либо
тематически, либо в алфавитном порядке; о том, как в зависимости от исходных данных выбирать
тот или иной вид каталога для поиска необходимой информации. На первом этапе имеет смысл
задействовать ресурсы школьной библиотеки, чтобы продемонстрировать работу с карточными
каталогами. Целесообразно не только познакомить учеников с тем, как оформляется карточка в
каталоге и какую информацию она содержит, но и дать возможность самостоятельно составить
небольшой карточный каталог.
Следующий этап работы строится с учетом потребностей учеников в информации. Это
может быть поиск информации для реализации проекта. При этом учащиеся получают
возможность самостоятельно задавать параметры поиска: либо это поиск по алфавиту (в случае,
если известны авторы/автор, у которых можно найти необходимую информацию), либо поиск в
тематическом каталоге. После выполнения задания учителю целесообразно организовать
коллективное обсуждение того, как ученики добывали информацию, с какими сложностями им
пришлось столкнуться (неправильно заданный параметр поиска, неумение считывать информацию
с карточки и т.п.) и как они с этими сложностями справлялись. Целесообразно добиться того,
чтобы учащиеся составили для себя алгоритм поиска информации в каталоге, начиная с этапа
установления параметра поиска.
Завершающим этапом может быть экскурсия в библиотеку. Принципиально, чтобы в этой
библиотеке читатели работали с каталогами самостоятельно, а не задавали параметры поиска
библиотекарю, как это чаще всего бывает в школьных библиотеках. Желательно, чтобы при
посещении библиотеки учащиеся получили представление о работе с электронными каталогами
(поняли, как он организован и попробовали работать с ним).
Тема 1. Организация информации в каталоге.
Виды каталогов. Поиск информации в каталоге по заданному параметру.
Практическая деятельность учащихся: индивидуальная работа с каталогом по поиску
информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
Тема 2. Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно
заданному параметру.
Практическая деятельность учащихся: индивидуальная или групповая работу по
установлению параметра поиска информации в каталоге; работа с каталогом по поиску
информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
Тема 3. Поиск информации в карточном и электронном каталоге.

Практическая деятельность учащихся: работа с карточным и электронным каталогом;
работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Согласно ФГОС СОО, устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися
программ среднего общего образования: личностным, метапредметным
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивной совместной деятельности
при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: отношение к проектной деятельности как к важной
составляющей культуры общества.
В сфере духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с
позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости
нравственного аспекта деятельности человека.
В сфере эстетического воспитания: понимание роли проектирования в формировании
эстетической культуры личности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным
состоянием.
В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края).
В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на современную систему
научных представлений о методах познания, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации объектов (явлений, процессов),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою
позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
биологического объекта (процесса) изучения,
 причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе

наблюдения и эксперимента;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
 запоминать и систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различия и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и иные);

 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
 овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта школьников.
В
сфере
овладения
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций.
 принятие себя и других;
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
 овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

формирование умения использовать понятийный аппарат и символический язык
генетики, грамотное применение научных терминов, понятий, теорий, законов для объяснения
наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов, позволяющих заложить фундамент
научного мировоззрения.
В ценностно-ориентационной сфере:

знание, что применение современных технологий молекулярной биологии позволяет

успешно решать такие злободневные проблемы, как охрана окружающей среды, сохранение
здоровья человека, контроль и восстановление экосистем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1
2
3

№

Название модуля

1
1.1

Работа с каталогами
Тема 1. Организация информации в
каталоге.
Организация информации в каталоге.
Виды каталогов.
Поиск информации в каталоге по
заданному параметру.
Тема 2. Параметры поиска информации
в каталоге. Поиск информации по
самостоятельно заданному параметру.
Параметры поиска информации в
каталоге.
Поиск информации по самостоятельно
заданному параметру.
Поиск информации по самостоятельно
заданному параметру.
Тема 3. Поиск информации в карточном
и электронном каталоге.
Поиск информации в карточном и
электронном каталоге.
От проблемы к цели
Тема 1. Ситуация и проблема.
Постановка проблемы.
Постановка проблемы.
Ситуация. Описание, признак, анализ
ситуации.
Ситуация. Описание, признак, анализ
ситуации.
Тема 2. От проблемы к цели
"Зеркало прогрессивных
преобразований".
Противоречия и проблема.
Анализ способов разрешения проблемы.
Цель. Свидетельства достижения цели.
Тема 3. Планирование деятельности.
Постановка задачи.
Составление плана
Составление плана
Текущий контроль.
Работа с программой подготовки
презентации Power Point.
Тема 1. Понятие презентации.
Интерфейс программы POWER POINT.
Понятие о мультимедиа технологиях.
Понятие презентации.
Интерфейс программы Power Point.

1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.2

4

1.2.1

5

1.2.2

6

1.2.3
1.3

7

1.3.1

2
2.1
8
2.1.1
9
2.1.2
10
2.1.3
11

2.1.4

12

2.2
2.2.1

13
14
15
16
17
18
19

2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.3
2.3.1
2.3.2
2.3.3
2.3.4
3
3.1

20
21

3.1.1
3.1.2

Количество часов
общее
теория
практика
7
2
5
2
1
1
1
1
3

1
1
1
1
1
12

6
2
1

6
2
1

1
1
2
1

2

1
1
2
1
1

15

1
2

2

1
1
13

1

2

1
1

22

3.1.3
3.2

23
24

3.2.1
3.2.2
3.3

25
26
27
28

3.3.1
3.3.2
3.3.3
3.3.4
3.4

29
30
31

3.4.1
3.4.2
3.4.3

32

3.4.4

33
3.4.5
34
3.4.6
Итого:

Открытие, создание и сохранение
презентации
Тема 2. Макет слайда. Создание слайда.
Вставка в слайд текста и рисунков.
Создание фона слайда.
Макет слайда.
Создание слайда.
Тема 3. Настройка анимации текста,
рисунков.
Вставка в слайд текста и рисунков.
Создание фона слайда.
Настройка анимации текста, рисунков.
Настройка анимации текста, рисунков.
Тема 4. Демонстрация презентации.
Печать презентации.
Демонстрация презентаций
Печать презентации.
Работа с фрагментами: копирование,
отражение, повороты, растяжение,
наклон.
Работа с фрагментами: копирование,
отражение, повороты, растяжение,
наклон.
Ввод текста в слайд
Презентация работ

1
2

1

1
1
3

1
1
1
1
6
1
1
1

1

34

9

1
1
25

Модуль 4. Проектная деятельность в 6 классе
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Фенологические наблюдения.
1
«Особенности листопада деревьев и
кустарников г. Екатеринбурга в 2025г.»
2
Теория проектной деятельности
Создание групповых и индивидуальных
3
проектов «Игротека»
Участие в проекте «Растение для
4
школы»
5
Подведение итого года
6
резерв
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
Всего

Теория

Практические
работы

8

1

7

7

7

9

2

7

6

2

4

2
2
34

0

2

12

20

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Фенологические наблюдения. Исследовательский проект
«Особенности листопада деревьев и кустарников г. Екатеринбурга
1
в 2025г.»
1.1.
Цели, задачи и методика наблюдений.
1.2.
Полевые наблюдения
1.3.
Обработка данных и оформление результатов наблюдений.
1.4.
Представление готовых проектов, обобщение результатов
Раздел 2. Теория проектной деятельности
2
2.1. Типы проектов, этапы проектирования
2.2. Цели, задачи, объект, результат проекта
2.3. Представление проекта
2.4. Изучение опыта проектирования в гимназии, заслушивание
проектов учеников СОО
Раздел 3. Создание групповых и индивидуальных проектов в
3
рамках игрового проекта «Игротека»
3.1. Цели, задачи и методика создания проекта
3.2. Разработка игры
3.3. Оформление результатов, изготовление игры
3.4. Представление готовых проектов, обобщение результатов
Раздел 4. Участие в прикладном проекте «Растение для школы»
4
4.1.1. Цели, задачи и методика создания проекта «Выращивание
рассады цветочных культур»
4.1.2. Посадка семян и уход за рассадой
4.1.3 Представление готовых проектов, обобщение результатов
4.2.1. . Цели, задачи и методика создания проекта «Выращивание
комнатного растения»
4.2.2. Представление и обобщение результатов
5
Подведение итогов года
6
резерв
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Период
(учебна
я
неделя)

контр
оль

1-2
3-5
6-7
8-9

˅
˅
˅

10
11
12
13-15

˅

17-18
19-20
21-22
23-26

27
28-29
31
30
31
32-33
16,34
34

˅
˅
˅

˅

˅

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к
открытию / М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – 3-е изд. – М. : 5 за знания, 2008.
– 160 с.
2. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина,
О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара : Учебная литература, 2009. – 224 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Битянова М.Р. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика) /
М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова, А.Г. Теплицкая. – М. : Сентябрь, 2015. – 208 с.
2. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина,
О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара : Учебная литература, 2009. – 224 с.
3. Касицина Н.В. Педагогическая поддержка в школе и система работы индивидуальных
кураторов / Н.В. Касицина, Н.С. Крупская, .Л. Минутина, М.М. Эпштейн и др. – СПб. : Школьная
лига, 2015. – 128 с.
4. Лебединцев В.Б. Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в
общеобразовательной школе / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец. – М. :

Сентябрь, 2013. – 240 с.
5. Логинов Д.А. Как построить систему тьюторского сопровождения обучающихся в школе
/ Д.А. Логинов. – М. : Сентябрь, 2014. – 160 с.
6. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к
открытию / М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – 3-е изд. – М. : 5 за знания, 2008.
– 160 с.
7. Сизикова С.Ф. Основы делового общения. 10–11 кл. : методическое пособие / С.Ф.
Сизикова. – М. : Дрофа, 2006.
8. Соколова Н.В. Проблема освоения школьниками метода научного познания / Н.В.
Соколова // Физика в школе. – 2007. – N 6. – С. 7–17.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
https://tvorcheskie-proekty.ru/node/69 https://media.prosv.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».