МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 5
УТВЕРЖДЕНО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Современные информационные технологии»
для обучающихся 10 – 11 классов
Екатеринбург
2025
Пояснительная записка
Информационное общество характеризуется высоким уровнем
развития информационных и телекоммуникационных технологий и их
интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами
государственной власти.
Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной
деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении,
носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный
характер. К ним, в частности, относятся:
•
поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача
информации в открытом информационном обществе и всей
окружающей реальности;
•
проектирование на основе информационного моделирования
объектов и процессов;
•
умение решать принципиально новые задачи, порожденные
привнесенным информатикой новым информационным подходом к
анализу окружающей действительности.
И в обществе в целом, и в образовании эти умения и навыки
формируются и используются в среде современных средств
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Современное
понимание функциональной грамотности человека все больше включает
в себя элементы информационных технологий, информационной
культуры.
Данная программа курса «Современные информационные
технологии» является компилятивной и предназначена для учащихся 1011 классов. Объем 67 учебных часов (1 час в неделю).
Изучение информационных технологий в рамках данного курса
направлено на достижение следующих целей:
•
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад
информатики в формирование современной научной картины мира,
роль информационных процессов в обществе, биологических и
технических системах;
•
овладение
умениями
применять,
анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и
процессов,
используя
при
этом
информационные
и
коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении
других школьных дисциплин;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей путем освоения и использования методов
информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных
предметов;
•
воспитание ответственного отношения к соблюдению
этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных
технологий в индивидуальной и коллективной учебной и
познавательной, в том числе проектной деятельности;
•
достижение
большинством
учащихся
повышенного
(продуктивного) уровня освоения учебного материала и сдаче
единого государственного экзамена по информатике и ИКТ.
Исключительно велика роль изучения информатики в социализации
школьников, подготовке их к труду, профессиональной деятельности, в
профессиональном самоопределении молодежи.
В настоящее время в России, как и во всех развитых странах мира,
начался
постепенный
переход
к
постиндустриальному,
«информационному»
обществу.
Отличительной
чертой
постиндустриального этапа развития является перенос центра тяжести в
общественном разделении труда из сферы материального производства в
область информационных процессов и технологий, т.е. смена
доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом
от индустриального к информационному этапу развития цивилизации.
Это приводит к новому пониманию готовности выпускников учебных
заведений к жизни и труду в информационном обществе, заставляет
переосмыслить традиционные представления о содержании образования,
путях его осуществления.
Анализ содержания профессиональной деятельности людей
массовых профессий и особенно прогноз ее развития в ближайшей
перспективе позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки
молодежи в области информатики и информационных технологий.
Растущее значение информационной деятельности оказывает
влияние на перераспределение в структуре рабочих мест: происходит
«перекачивание» трудовых ресурсов из материальной сферы в
информационную, появляются новые профессии, непосредственно
связанные с обработкой информации.
Использование
данной
программы
целесообразно,
если
в
образовательном учреждении из школьного компонента добавлены
часы в 10 и в 11 классе к изучению предмета Информатика с целью
приобретения учащимися практических навыков работы с различными
видами информации, а также более
эффективной работы при
подготовке к ЕГЭ.
В программе большая часть учебного времени отводится на
лабораторные работы, практические и творческие задания, а также на
выполнение небольших проектных работ в современных прикладных
средах. Особенность программы – то, что полученные знания позволят
учащимся более свободно ориентироваться в многообразии прикладных
программ, использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для решения задач в различных
областях.
•
Поэтому, разделы программы связаны с более полным изучением
возможностей наиболее распространенных средств автоматизации
информационной деятельности. С точки зрения деятельности, это дает
возможность сформировать методологию использования основных
автоматизированных информационных систем в решении конкретных
задач, связанных с анализом и представлением основных
информационных процессов.
Современные информационные технологии
Планируемы результаты курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к
труду, в сфере социально-экономических отношений:
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов;
Требования к результатам образования в соответствии с рабочей
программой воспитания
В воспитании обучающихся юношеского возраста приоритетом
является создание благоприятных условий для приобретения
обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями
обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном
самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который
открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни.
Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у
них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том
числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так
как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во
взрослую жизнь окружающего их общества.
Это:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и
близких;
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе,
дома или на улице;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье
других людей;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение
поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так
и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
Предметные результаты
В результате изучения СИТ на уровне среднего общего
образования:
Выпускник научится:
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную)
несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых,
графических и текстовых данных;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
аргументировать выбор программного обеспечения и технических
средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач,
используя знания о принципах построения персонального компьютера и
классификации его программного обеспечения;
использовать электронные таблицы для выполнения учебных
заданий из
различных предметных областей;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности
составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы),
выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и
средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
создавать
структурированные
текстовые
документы
и
демонстрационные материалы с использованием возможностей
современных программных средств
создавать и обрабатывать графические изображения разных типов (
векторные и растровые) с использованием различного ПО для обработки
графики использовать
облачные технологии для организации
коллективного
взаимодействия и обмена данными.
создавать гипертекстовые документы сложной структуры (веб
сайты) с использованием возможностей современных программных
средств, в том числе он-лайн программ.
использовать компьютерно-математические модели для анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов, а также
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
реальных процессов;
представлять результаты математического моделирования в
наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
Выпускник получит возможность научиться: применять базы данных
и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной
деятельности и вне ее;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства современного компьютера и
мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и
экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
понимать общие принципы разработки и функционирования
интернетприложений; создавать веб-страницы; использовать принципы
обеспечения информационной безопасности, способы и средства
обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Современные информационные технологии
Содержание
Количество часов
№
Название темы
Общая
5
4
9
8
18
26
Технология
работы
информацией
2
Технология работы
информацией
3
Технология работы с динамическими
(электронными) таблицами
7
6
13
4
Современные программные средства и
сервисы интернет
5
3
8
5
Технология создания веб-сайта
7
6
Повторение
2
3
5
34
34
67
с
текстовой
11
1
Итого:
с
10
графической
6
Технология работы с текстовой информацией
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и
технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов.
Связывание и внедрение объектов в документе. Гипертекстовое
представление информации. Брошюра. Документы сложной структуры.
Технология работы с динамическими (электронными) таблицами
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты.
Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы
электронных таблиц. Типы данных. Выбор способа представления
информации в соответствии с поставленной задачей. Основные способы
представления
математических
зависимостей
между
данными.
Использование электронных таблиц для обработки числовых данных.
Построение и редактирование диаграмм.
Моделирование процессов в среде ЭТ. Формализация задач из
различных предметных областей. Структурирование данных. Построение
информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка
адекватности модели объекту и целям моделирования.
Автоматическая обработка данных в среде ЭТ.
Технология работы с графической информацией
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы
с графикой. Особенности растровой графики. Редактор растровых
изображений Adobe Photoshop. Палитры. Создание многослойных
изображений. Коррекция. Выделение. Трансформация. Коллаж. Работа с
цветом. Ретушь. Градиент. Работа с текстом. Слои-маски. Фильтры.
Анимация.
Особенности векторной графики. Редактор растровых изображений
CorelDraw.
Инструменты. Цвет, заливка, обводка. Кривые Безье. Типы узлов. Эффекты
объема и перетекания.
Деформация. Работа с текстом.
Современные программные средства и сервисы интернет
Современные сервисы Интернет. Поиск и систематизация информации,
выбор способа хранения информации. Создание общего ресурса, знакомство
с Google - диском. Организация личной информационной среды. Работа с
офисными приложениями в облаке. Создание совместных документов.
Создание анкет.
Теоретические основы работы с видео. Современные видеоредакторы.
Особенности современного этапа развития ИТ, перспективы.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе
процессов в обществе, природе и технике.
Технология создания веб-сайта
Веб-сайты. Виды веб-сайтов, функциональные, структурные и
технологические особенности.
Основы веб-дизайна. Современные
конструкторы сайтов. Структура сайта, подбор материала.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Техника безопасности. Создание и
редактирование документа сложной
структуры.
1
2
Гипертекстовое представление информации.
1
11.09.2025
3
Документы сложной структуры.
1
18.09.2025
https://resh.edu.ru/
25.09.2025
https://resh.edu.ru/
02.10.2025
https://resh.edu.ru/
09.10.2025
https://resh.edu.ru/
4
5
6
7
8
Зачёт. Создание информационных буклетов
«Мой жизненный путь» (профориентация,
траектория дальнейшего развития, анализ
востребованных профессий, ВУЗов
Екатеринбурга).
Моделирование процессов в среде ЭТ.
Формализация задач из различных
предметных областей.
Структурирование данных.
Построение информационной модели для
решения поставленной задачи. Оценка
адекватности модели объекту и целям
моделирования .
Автоматическая обработка данных в среде ЭТ.
Расчёт стоимости коммунальных услуг для
жителей города Екатеринбурга.
Практическая работа Photoshop.
04.09.2025
1
1
https://resh.edu.ru/
1
1
1
16.10.2025
1
1
1
23.10.2025
https://resh.edu.ru/
9
10
11
Анимация в Photoshop. Итоговая работа.
Трехмерная графика. Знакомство со средой
SketchUp.
Особенности создания и работы с векторными
изображениями.
1
1
1
12
Рабочее окно CorelDRAW. Инструменты.
1
13
Основы работы с объектами. Закраска
рисунков. Цвет, заливка, обводка.
1
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Кривые Безье. Типы узлов.
Создание рисунков из кривых.
Методы упорядочения и объединения
объектов.
Эффекты объема и перетекания.
Деформация. Работа с текстом.
Итоговая работа по созданию изображений в
CorelDRAW.
Разработка логотипа гимназии, города,
группы, мероприятия, фирмы.
Разработка логотипа гимназии, города,
группы, мероприятия, фирмы.
Теоретические основы работы с видео. Обзор
современных видеоредакторов.
Особенности съемки, монтажа. Форматы
видеофайлов.
Создание мини-ролика «Пройди по тихим
школьным этажам…»
Информатизация Уральского региона.
Особенности современного этапа развития
ИТ, перспективы.
1
1
https://resh.edu.ru/
13.11.2025
https://resh.edu.ru/
20.11.2025
https://resh.edu.ru/
27.11.2025
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11.12.2025
18.12.2025
1
https://resh.edu.ru/
25.12.2025
15.01.2026
22.01.2026
29.01.2026
05.02.2026
12.02.2026
19.02.2026
1
1
https://resh.edu.ru/
04.12.2025
1
1
1
1
06.11.2025
https://resh.edu.ru/
26.02.2026
05.03.2026
1
12.03.2026
1
1
https://resh.edu.ru/
26
27
28
Использование основных методов
информатики и средств ИКТ при анализе
процессов в обществе, природе и технике.
Использование основных методов
информатики и средств ИКТ при анализе
процессов в обществе, природе и технике.
Использование основных методов
информатики и средств ИКТ при анализе
процессов в обществе, природе и технике.
19.03.2026
1
02.04.2026
1
09.04.2026
1
1
1
https://resh.edu.ru/
16.04.2026
https://resh.edu.ru/
1
23.04.2026
https://resh.edu.ru/
Представление работ. Защита проекта.
1
30.04.2026
https://resh.edu.ru/
Повторение
1
1
1
29
Представление работ. Защита проекта.
1
30
Представление работ. Защита проекта.
31
32
33
34
Повторение
Повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
07.05.2026
14.05.2026
21.05.2026
2
18
https://resh.edu.ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Калинин И.А., Самылкина Н.Н. Информатика. Базовый уровень:
учебник для 10 класса
Калинин И.А., Самылкина Н.Н. Информатика. Базовый уровень:
учебник для 11 класса
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
Информатика. Базовый
уровень: учебник для 10 класса
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.
Информатика. Базовый
уровень: учебник для 11 класса
• Информатика, 11 класс/ Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.,
Общество с ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория
знаний»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Босова, Босова, Аквилянов: Информатика. 10-11 классы. Методическое
пособие. Базовый уровень
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/757108/
Основы кибербезопасности. 5-11 класс. Учебно-методическое пособие/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/