МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ гимназия № 5
УТВЕРЖДЕНО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8411880)
учебного предмета «Информатика»
(расширенный базовый курс - 2 часа)
для обучающихся 11 класса
Екатеринбург
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике (углублённый уровень) на уровне среднего
общего образования разработана на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего
образования, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей
программы воспитания.
Программа по информатике даёт представление о целях, общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Информатика» на углублённом уровне, устанавливает
обязательное
предметное
содержание,
предусматривает
его
структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его
по классам (годам изучения), даёт примерное распределение учебных часов
по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную)
последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся.
Программа по информатике определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе
для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной
аттестации
обучающихся,
всероссийских
проверочных
работ,
государственной итоговой аттестации). Программа по информатике является
основой для составления авторских учебных программ и учебников,
поурочного планирования курса учителем.
Информатика в среднем общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Курс информатики для уровня среднего общего образования является
завершающим этапом непрерывной подготовки обучающихся в области
информатики и информационно-коммуникационных технологий, опирается
на содержание курса информатики уровня основного общего образования и
опыт
постоянного
применения
информационно-коммуникационных
технологий, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение
этого опыта.
Результаты углублённого уровня изучения учебного предмета
«Информатика» ориентированы на получение компетентностей для
последующей профессиональной деятельности как в рамках данной
предметной области, так и в смежных с ней областях. Они включают в себя:
овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых
строится данная предметная область, распознавание соответствующих им
признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы
к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области;
умение решать типовые практические и теоретические задачи,
характерные для использования методов и инструментария данной
предметной области;
наличие представлений о данной предметной области как целостной
теории (совокупности теорий), основных связях со смежными областями
знаний.
В рамках углублённого уровня изучения информатики обеспечивается
целенаправленная подготовка обучающихся к продолжению образования в
организациях профессионального образования по специальностям,
непосредственно связанным с цифровыми технологиями, таким как
программная инженерия, информационная безопасность, информационные
системы и технологии, мобильные системы и сети, большие данные и
машинное обучение, промышленный интернет вещей, искусственный
интеллект, технологии беспроводной связи, робототехника, квантовые
технологии, системы распределённого реестра, технологии виртуальной и
дополненной реальностей.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на
углублённом уровне среднего общего образования – обеспечение
дальнейшего развития информационных компетенций обучающегося, его
готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества
и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение
информатики в 10–11 классах должно обеспечить:
сформированность мировоззрения, основанного на понимании роли
информатики, информационных и коммуникационных технологий в
современном обществе;
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь
критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и
обобщать информацию;
сформированность представлений о влиянии информационных
технологий на жизнь человека в обществе, понимание социального,
экономического, политического, культурного, юридического, природного,
эргономического,
медицинского
и
физиологического
контекстов
информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий,
осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование
информационных систем, распространение информации;
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к
саморазвитию.
В содержании учебного предмета «Информатика» выделяются четыре
тематических раздела.
Раздел «Теоретические основы информатики» включает в себя
понятийный аппарат информатики, вопросы кодирования информации,
измерения информационного объёма данных, основы алгебры логики и
компьютерного моделирования.
Раздел «Алгоритмы и программирование» направлен на развитие
алгоритмического мышления, разработку алгоритмов и оценку их сложности,
формирование навыков реализации программ на языках программирования
высокого уровня.
Раздел «Информационно-коммуникационные технологии» посвящён
вопросам применения информационных технологий, реализованных в
прикладных программных продуктах и интернет-сервисах, в том числе в
задачах анализа данных, использованию баз данных и электронных таблиц
для решения прикладных задач.
В приведённом далее содержании учебного предмета «Информатика»
курсивом выделены дополнительные темы, которые не входят в
обязательную программу обучения, но могут быть предложены для изучения
отдельным мотивированным и способным обучающимся.
Последовательность изучения тем в пределах одного года обучения
может быть изменена по усмотрению учителя при подготовке рабочей
программы и поурочного планирования.
Общее число часов, рекомендованных для изучения информатики в 10
классе – 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
11 КЛАСС
Информация и информационные процессы
Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона.
Передача данных. Скорость передачи данных.
Сжатие данных. Алгоритм RLE. Префиксные коды.
Информация и управление. Кибернетика. Понятие системы. Системы
управления.
Информационное общество. Информационные технологии. «Большие
данные». Государственные электронные сервисы и услуги. Электронная
цифровая подпись (ЭЦП). Открытые образовательные ресурсы.
Информационная культура.
Стандарты в сфере информационных технологий.
Моделирование
Модели и моделирование. Иерархические модели. Сетевые модели.
Адекватность.
Игровые модели. Игровые стратегии. Пример игры с полной
информацией. Задача с двумя кучами камней.
Модели мышления. Искусственный интеллект. Нейронные сети.
Машинное обучение. Большие данные.
Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели.
Тестирование модели. Эксперимент с моделью. Анализ результатов.
Математические модели в биологии. Модель неограниченного роста.
Модель ограниченного роста. Взаимодействие видов. Обратная связь.
Саморегуляция.
Вероятностные модели. Методы Монте-Карло. Системы массового
обслуживания. Модель обслуживания в банке.
Базы данных
Основные понятия. Типы информационных систем. Транзакции.
Таблицы. Индексы. Целостность базы данных.
Многотабличные базы данных. Ссылочная целостность. Типы связей.
Реляционная модель данных.
Таблицы. Работа с готовой таблицей. Создание таблиц. Связи между
таблицами. Запросы. Конструктор запросов. Критерии отбора.
Запросы с параметрами. Вычисляемые поля. Запрос данных из
нескольких таблиц. Итоговый запрос. Другие типы запросов.
Формы. Простая форма. Формы с подчинёнными.
Отчёты. Простые отчёты. Отчёты с группировкой.
Экспертные системы.
Создание веб-сайтов
Веб-сайты и веб-страницы. Статические и динамические веб-страницы.
Веб-программирование. Системы управления сайтом.
Текстовые веб-страницы. Простейшая веб-страница. Заголовки. Абзацы.
Специаль-ные символы. Списки. Гиперссылки.
Оформление веб-страниц. Средства языка HTML. Стилевые файлы.
Стили для элементов.
Рисунки, звук, видео. Форматы рисунков. Рисунки в документе.
Фоновые рисунки. Мультимедиа.
Таблицы. Структура таблицы. Табличная вёрстка. Оформление таблиц.
Блоки. Блочная вёрстка. Плавающие блоки.
XML и XHTML.
Динамический HTML. «Живой» рисунок. Скрытый блок. Формы.
Размещение веб-сайтов. Хранение файлов. Доменное имя. Загрузка
файлов на сайт.
Элементы теории алгоритмов
Сложность вычислений. Асимптотическая сложность. Сложность
алгоритмов поис-ка. Сложность алгоритмов сортировки.
Алгоритмизация и программирование
Динамическое программирование. Количество решений.
Обработка изображений
Ввод
изображений.
Разрешение.
Цифровые
фотоаппараты.
Сканирование. Кадрирование.
Коррекция изображений. Исправление перспективы. Гистограмма.
Коррекция цве-та. Ретушь. Работа с областями. Выделение областей. Быстрая
маска. Исправление «эф-фекта красных глаз». Фильтры.
Многослойные изображения. Текстовые слои. Маска слоя.
Каналы. Цветовые каналы. Сохранение выделенной области.
Иллюстрации для веб-сайтов. Анимация.
Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов.
Выравнивание, распределение. Группировка. Кривые. Форматы векторных
рисунков. Ввод векторных рисунков. Контуры в GIMP.
Трёхмерная графика
Понятие 3D-графики. Проекции.
Работа с объектами. Примитивы. Преобразования объектов. Системы
координат. Слои. Связывание объектов.
Сеточные модели. Редактирование сетки. Деление рёбер и граней.
Выдавливание. Сглаживание. Модификаторы. Логические операции.
Массив. Деформация.
Кривые. Тела вращения.
Отражение света. Простые материалы. Многокомпонентные материалы.
Текстуры. UV-проекция.
Рендеринг. Источники света. Камеры. Внешняя среда. Параметры
рендеринга. Тени.
Анимация объектов. Редактор кривых. Простая анимация сеточных
моделей. Арматура. Прямая и обратная кинематика. Физические явления.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИНФОРМАТИКЕ (УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ) НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации средствами учебного предмета основных направлений
воспитательной деятельности.
В результате изучения информатики на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона
и
правопорядка,
соблюдение
основополагающих
норм
информационного права и информационной безопасности;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам в виртуальном пространстве;
2) патриотического воспитания:
ценностное отношение к историческому наследию, достижениям России
в науке, искусстве, технологиях, понимание значения информатики как науки
в жизни современного общества;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в
сети Интернет;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и
технического творчества;
способность воспринимать различные виды искусства, в том числе
основанного на использовании информационных технологий;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью, в том числе за счёт
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных
и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к сферам профессиональной деятельности, связанным с
информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационнокоммуникационных технологий;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, достижениям научно-технического прогресса и
общественной практики, за счёт понимания роли информационных ресурсов,
информационных процессов и информационных технологий в условиях
цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы
по информатике у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения информатики на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные
результаты, отраженные в универсальных учебных действиях, а именно –
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть
навыками
распознавания
и
защиты
информации,
информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия,
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
2) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
3) принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе изучения курса информатики углублённого уровня в 10
классе обучающимися будут достигнуты следующие предметные
результаты:
владение представлениями о роли информации и связанных с ней
процессов в природе, технике и обществе, понятиями «информация»,
«информационный
процесс»,
«система»,
«компоненты
системы»,
«системный эффект», «информационная система», «система управления»;
владение методами поиска информации в сети Интернет, умение
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет;
умение характеризовать большие данные, приводить примеры
источников их получения и направления использования, умение
классифицировать основные задачи анализа данных (прогнозирование,
классификация,
кластеризация,
анализ
отклонений),
понимать
последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных,
очистка и оценка качества данных, выбор и/или построение модели,
преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов;
понимание основных принципов устройства и функционирования
современных стационарных и мобильных компьютеров, тенденций развития
компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системами, основными
видами программного обеспечения для решения учебных задач по
выбранной специализации;
наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном
мире, о базовых принципах организации и функционирования компьютерных
сетей, об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений;
понимание угроз информационной безопасности, использование
методов и средств противодействия этим угрозам, соблюдение мер
безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных
данных, соблюдение требований техники безопасности и гигиены при работе
с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения, понимание
правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и
работы в сети Интернет;
понимание основных принципов дискретизации различных видов
информации, умение определять информационный объём текстовых,
графических и звуковых данных при заданных параметрах дискретизации,
умение определять среднюю скорость передачи данных, оценивать
изменение времени передачи при изменении информационного объёма
данных и характеристик канала связи;
умение использовать при решении задач свойства позиционной записи
чисел, алгоритма построения записи числа в позиционной системе счисления
с заданным основанием и построения числа по строке, содержащей запись
этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием,
умение выполнять арифметические операции в позиционных системах
счисления;
умение выполнять преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики, умение строить логическое выражение в
дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по заданной таблице
истинности, исследовать область истинности высказывания, содержащего
переменные, решать несложные логические уравнения и системы уравнений;
понимание базовых алгоритмов обработки числовой и текстовой
информации (запись чисел в позиционной системе счисления, нахождение
всех простых чисел в заданном диапазоне, обработка многоразрядных целых
чисел, анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и сортировки,
умение определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов
(суммирование элементов массива, сортировка массива, переборные
алгоритмы, двоичный поиск) и приводить примеры нескольких алгоритмов
разной сложности для решения одной задачи;
владение универсальным языком программирования высокого уровня
(Python, Java, C++, C#), представлениями о базовых типах данных и
структурах данных, умение использовать основные управляющие
конструкции, умение осуществлять анализ предложенной программы:
определять результаты работы программы при заданных исходных данных,
определять, при каких исходных данных возможно получение указанных
результатов, выявлять данные, которые могут привести к ошибке в работе
программы, формулировать предложения по улучшению программного кода;
умение создавать структурированные текстовые документы и
демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств и облачных сервисов;
умение использовать электронные таблицы для анализа, представления
и
обработки
данных
(включая
вычисление
суммы,
среднего
арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение
уравнений, выбор оптимального решения, подбор линии тренда, решение
задач прогнозирования).
В процессе изучения курса информатики углублённого уровня в 11
классе обучающимися будут достигнуты следующие предметные
результаты:
умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений (префиксные коды), использовать простейшие
коды, которые позволяют обнаруживать и исправлять ошибки при передаче
данных, строить код, обеспечивающий наименьшую возможную среднюю
длину сообщения при известной частоте символов, пояснять принципы
работы простых алгоритмов сжатия данных;
умение решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов
(задачи построения оптимального пути между вершинами графа,
определения
количества
различных
путей
между
вершинами
ориентированного ациклического графа), умение использовать деревья при
анализе и построении кодов и для представления арифметических
выражений, при решении задач поиска и сортировки, умение строить дерево
игры по заданному алгоритму, разрабатывать и обосновывать выигрышную
стратегию игры;
умение разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые
алгоритмы, умение использовать в программах данные различных типов с
учётом ограничений на диапазон их возможных значений, применять при
решении задач структуры данных (списки, словари, стеки, очереди, деревья),
использовать базовые операции со структурами данных, применять
стандартные и собственные подпрограммы для обработки числовых данных
и символьных строк, использовать при разработке программ библиотеки
подпрограмм, знать функциональные возможности инструментальных
средств среды разработки, умение использовать средства отладки программ в
среде программирования, умение документировать программы;
умение создавать веб-страницы;
владение основными сведениями о базах данных, их структуре,
средствах создания и работы с ними, умение использовать табличные
(реляционные) базы данных (составлять запросы в базах данных, выполнять
сортировку и поиск записей в базе данных, наполнять разработанную базу
данных) и справочные системы;
умение использовать компьютерно-математические модели для анализа
объектов и процессов: формулировать цель моделирования, выполнять
анализ результатов, полученных в ходе моделирования, оценивать
соответствие модели моделируемому объекту или процессу, представлять
результаты моделирования в наглядном виде;
умение организовывать личное информационное пространство с
использованием различных средств цифровых технологий, понимание
возможностей цифровых сервисов государственных услуг, цифровых
образовательных сервисов;
понимание основных принципов работы, возможностей и ограничения
применения технологий искусственного интеллекта в различных областях,
наличие представлений о круге решаемых задач машинного обучения
(распознавания, классификации и прогнозирования) наличие представлений
об
использовании
информационных
технологий
в
различных
профессиональных сферах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
Тема
Основы информатики
1.
Техника безопасности. Организация рабочего места
2.
Информация и информационные процессы
3.
Кодирование информации
4.
Логические основы компьютеров
5.
Компьютерная арифметика
6.
Устройство компьютера
7.
Программное обеспечение
8.
Компьютерные сети
9.
Информационная безопасность
Итого:
Алгоритмы и программирование
10.
Алгоритмизация и программирование
11.
Решение вычислительных задач
12.
Элементы теории алгоритмов
13.
Объектно-ориентированное программирование
Итого:
Информационно-коммуникационные технологии
14.
Моделирование
15.
Базы данных
16.
Создание веб-сайтов
17.
Графика и анимация
18.
3D-моделирование и анимация
Итого:
Резерв
Итого по всем разделам:
Всего
Количество часов / класс
10 кл.
11 кл.
1
8
11
4
0
6
10
6
3
1
3
11
4
49
44
5
18
4
1
0
23
17
4
1
7
9
9
9
8
42
22
136
5
6
10
6
3
1
21
2
0
3
68
7
9
9
9
8
42
19
68
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольны
е работы
Практически
е работы
Дата
изучени
я
Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы
1.
Сжатие данных
1
03.09.2025
https://resh.edu.ru
2.
Системы
1
03.09.2025
https://resh.edu.ru
3.
Информационное общество
1
10.09.2025
https://resh.edu.ru
4.
Модели и моделирование
1
10.09.2025
https://resh.edu.ru
5.
Игровые модели
1
17.09.2025
https://resh.edu.ru
6.
Модели мышления
1
17.09.2025
https://resh.edu.ru
7.
Этапы моделирования
1
24.09.2025
https://resh.edu.ru
8.
Математические модели в биологии
1
24.09.2025
https://resh.edu.ru
9.
Методы Монте-Карло
1
01.10.2025
https://resh.edu.ru
10.
Системы массового обслуживания
1
01.10.2025
https://resh.edu.ru
11.
Введение в базы данных
1
08.10.2025
https://resh.edu.ru
12.
Многотабличные базы данных
1
08.10.2025
https://resh.edu.ru
13.
Реляционная модель данных
1
15.10.2025
https://resh.edu.ru
1
1
1
14.
Таблицы
1
15.10.2025
https://resh.edu.ru
15.
Запросы
1
22.10.2025
https://resh.edu.ru
16.
Формы
1
22.10.2025
https://resh.edu.ru
17.
Отчёты
1
05.11.2025
https://resh.edu.ru
18.
Нереляционные базы данных
05.11.2025
https://resh.edu.ru
19.
Экспертные системы
1
12.11.2025
https://resh.edu.ru
20.
Веб-сайты и веб-страницы
1
12.11.2025
https://resh.edu.ru
21.
Текстовые веб-страницы
1
19.11.2025
https://resh.edu.ru
22.
Оформление веб-страниц
1
19.11.2025
https://resh.edu.ru
23.
Рисунки, звук, видео
1
26.11.2025
https://resh.edu.ru
24.
Таблицы
1
26.11.2025
https://resh.edu.ru
25.
Блоки
03.12.2025
https://resh.edu.ru
26.
XML и XHTML
1
03.12.2025
https://resh.edu.ru
27.
Динамический HTML
1
10.12.2025
https://resh.edu.ru
28.
Размещение веб-сайтов
1
10.12.2025
https://resh.edu.ru
29.
Сложность вычислений
1
17.12.2025
https://resh.edu.ru
30.
Динамическое программирование
17.12.2025
https://resh.edu.ru
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31.
Ввод изображений
1
24.12.2025
https://resh.edu.ru
32.
Коррекция изображений
1
24.12.2025
https://resh.edu.ru
33.
Работа с областями
1
14.01.2026
https://resh.edu.ru
34.
Многослойные изображения
1
14.01.2026
https://resh.edu.ru
35.
Каналы
21.01.2026
https://resh.edu.ru
36.
Иллюстрации для веб-сайтов
1
21.01.2026
https://resh.edu.ru
37.
Анимация
1
28.01.2026
https://resh.edu.ru
38.
Векторная графика
1
28.01.2026
https://resh.edu.ru
39.
Кривые в GIMP
1
04.02.2026
https://resh.edu.ru
40.
Введение в 3D-модлирование
1
04.02.2026
https://resh.edu.ru
41.
Работа с объектами
1
11.02.2026
https://resh.edu.ru
42.
Сеточные модели
43.
1
0.5
1
1
1
11.02.2026
https://resh.edu.ru
Модификаторы
1
1
18.02.2026
https://resh.edu.ru
44.
Кривые
1
1
18.02.2026
https://resh.edu.ru
45.
Материалы и текстуры
1
25.02.2026
https://resh.edu.ru
46.
Рендеринг
1
1
25.02.2026
https://resh.edu.ru
47.
Анимация
1
0.5
04.03.2026
https://resh.edu.ru
48.
Сжатие данных
1
0.5
04.03.2026
https://resh.edu.ru
49.
Системы
1
1
11.03.2026
https://resh.edu.ru
50.
Информационное общество
1
1
11.03.2026
https://resh.edu.ru
51.
Модели и моделирование
1
0.5
18.03.2026
https://resh.edu.ru
52.
Игровые модели
1
18.03.2026
https://resh.edu.ru
53.
Модели мышления
1
01.04.2026
https://resh.edu.ru
54.
Этапы моделирования
1
1
01.04.2026
https://resh.edu.ru
55.
Математические модели в биологии
1
1
08.04.2026
https://resh.edu.ru
56.
Методы Монте-Карло
1
0.5
08.04.2026
https://resh.edu.ru
57.
Системы массового обслуживания
1
15.04.2026
https://resh.edu.ru
58.
Введение в базы данных
1
1
15.04.2026
https://resh.edu.ru
59.
Многотабличные базы данных
1
0.5
22.04.2026
https://resh.edu.ru
1
0.5
22.04.2026
https://resh.edu.ru
1
60.
Резервное время
61.
Резервное время
29.04.2026
https://resh.edu.ru
62.
Резервное время
29.04.2026
https://resh.edu.ru
63.
Резервное время
06.05.2026
https://resh.edu.ru
64.
Резервное время
06.05.2026
https://resh.edu.ru
65.
Резервное время
13.05.2026
https://resh.edu.ru
66.
Резервное время
13.05.2026
https://resh.edu.ru
67.
Резервное время
20.05.2026
https://resh.edu.ru
68.
Резервное время
20.05.2026
https://resh.edu.ru
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
7
18.5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Информатика (в 2 частях), 11 класс/ Поляков К.Ю., Еремин Е.А.,
Общество с ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория
знаний»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Информатика (в 2 частях), 10 класс/ Поляков К.Ю., Еремин Е.А.,
Общество с ограниченной ответственностью «БИНОМ. Лаборатория
знаний»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Информатика, 11 класс/ Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Босова, Босова, Аквилянов: Информатика. 10-11 классы. Методическое
пособие. Базовый уровень
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/757108/
Основы кибербезопасности. 5-11 класс. Учебно-методическое пособие/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
Яндекс учебник education.yandex.ru