Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Разговор о правильном питании»

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

Название программы

Дополнительная
общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Разговор о правильном питании»
Социально-гуманитарная

Направленность
программы
Ф.И.О. педагогов,
разработавших
дополнительную
общеобразовательную
программу

Ахмадиева Е.Ф.
Селькова И.В.
Никова О.П.,
Кремешкова Е.Л.

Реализатор программы отОУ
на основании
соглашения о сетевой
реализации программы с
МАОУ ДО ЦДТ

Данная
программа
реализуется
классным
руководителем в рамках деятельности по воспитанию
безопасного поведения на дороге.

Год разработки

2023г.

Где, когда и кем
утверждена
дополнительная
общеобразовательная
программа

Программа рассмотрена на педагогического совета
01.09.2023 Протокол № 1, утверждена приказом
директора от 1.09.2023 № 5/4

Информация о наличии
рецензии
Цель

-

Задачи

формирование у детей и подростков основ культуры
питания как одной из составляющих здорового образа
жизни.

 Формировать и развивать представления детей и
подростков о здоровье как одной из важнейших
человеческих ценностей, формировать готовность
заботиться и укреплять собственное здоровье;
 Формировать у школьников знаний о правилах
рационального питания, их роли в сохранении и
укрепления здоровья, а также готовности соблюдать
эти правила;
 Научить освоение детьми и подростками практических
навыков рационального питания;
 Формировать представления о социокультурных
аспектах питания как составляющей общей культуры
человека:



Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании»
ориентирована на учащихся 5-11 классов. Информация, предоставляемая учащимся, направлена на
развитие и углубление ужеизученного ими ранее в начальной школе. Однако работа программы в
основной школе требует и определенных изменений в организации воспитательной работы —
использования новых подходов и методов.
Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питания» построена на основе
примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам
освоения основного общего образования. Авторы программы М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г.
Макеева, М., издательство «Нестле. Правильное питание»», 2013 год.
Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного
образа жизни обучающихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых
первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом
возрастного подхода.
Системная работа по формированию культуры здорового питания в образовательном
учреждении включает три направления: рациональную организацию питания; включение в учебный
процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую
работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами
образовательных учреждений.
Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в
которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни. Здоровье
лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать
творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно
проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Для того, чтобы человек успешно
адаптировался к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, необходимо умение вести
здоровый образ жизни, одним из условий которого является правильное сбалансированное питание.
Изучение основ рационального питания человека дает правильное и полное представление о
пище и питании, как об одном из важнейших факторов, обеспечивающих здоровье обучающегося.
Настоящая программа предлагает обучающимся освоить принципы рационального питания и
культуры питания в современных условиях.
Программа «Разговор о правильном питании» социально-гуманитарной направленности,
реализуется на классных часах. Программа направлена на формирование культуры здоровья,
осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы
позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких,
как важнейшее национальное достояние России.
Отличительные особенности данной программы: Программа предусматривает
организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с

одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области
жизненно важных вопросов собственного здоровья. Это способствует повышению учебной
мотивации обучающихся, освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему
этапу «обучаю себя».
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
В настоящее время как никогда актуальной для любого человека становится задача
сохранения и укрепления здоровья с детства. Поэтому значительную помощь ученикам в решении
этой задачи должна оказать школа. Данная программа, «Основы правильного питания»,
предназначена для обучающихся 11 класса.
Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать
влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы
в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения работы по
охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда
происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.
Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами и
поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Недостатком в
организации питания школьников является составление меню не столько с учетом физиологической
потребности детей в биологически ценных веществах, сколько с учетом стоимости продуктов. И
хотя в последнее время данная практика преодолевается, по-прежнему существует противоречие
между низкой ценой школьного питания и желанием соответствия установленным нормативам
питания детей и подростков. Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании
как составляющей части здорового образа жизни.
Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен
школы, злоупотреблением чипсами, фастфудами, сухариками, конфетами, шоколадными
батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью или
попустительством со стороны родителей. Количество заболеваний, связанных с неправильным
питанием постоянно возрастает. Обучающиеся смогут принимать решения, влияющие на их
здоровье, если будут видеть взаимосвязь питания и здоровья. В рамках данной программы,
посвященной вопросам здорового питания и культуры питания, обучающиеся получат основные
сведения по диетологии, достаточные для того, чтобы ответственно относиться к правильному
питанию, а также знания о влиянии питания на физическое и умственное развитие человека.
При изучении программы, обучающиеся приобретут умение принимать самостоятельные
решения, а также смогут научиться выбирать здоровую пищу, составлять индивидуальное меню и
применять полученные знания в своей дальнейшей жизни.
На занятиях рассматриваются вопросы, связанные с питанием и здоровьем людей разных
национальностей, народные традиции как неотъемлемая часть общей культуры личности.

Рациональное питание - это, прежде всего, забота о себе, своей психике и своём интеллектуальном
потенциале, которая помогает на долгие годы сохранить ясность мысли, быстроту реакции,
прекрасную память, способность справляться со стрессами и преодолевать любые препятствия.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования,
введенного с 1 января 2010 г. (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г № 373) п. 19.7.
предусматривает необходимость разработки образовательным учреждением программы
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Работа по формированию культуры
здорового питания как составной части здорового образа жизни в образовательном учреждении
должна носить системный характер, обеспечивающий преемственность и непрерывность данного
процесса на различных ступенях образования, вестись с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся, регионального и этнокультурного компонентов.
Кроме того, актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и раскрывает
содержание отдельных тем предметных областей «Биология», в ходе её изучения школьники
овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о правилах питания,
направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их,
учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как
составной части здорового образа жизни.
Цель программы внеурочной деятельности: формирование у детей и подростков основ
культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи программы внеурочной деятельности:
1.

Формировать и развивать представления детей и подростков о здоровье как одной из

важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное
здоровье;
2.

Формировать у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в

сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
3.

Научить освоение детьми и подростками практических навыков рационального

питания;
4.

Формировать представления о социокультурных аспектах питания как составляющей

общей культуры человека:
- информировать детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и
здоровьем;
- расширять знания об истории и традициях своего народа;
- формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре традициям других
народов.
5.

Развивать творческие способности и кругозор у детей и подростков, их интересы и

познавательную деятельность;

6.

Развивать коммуникативные навыки у детей и подростков, умения эффективно

взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; Просвещать
родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Возврат детей, участвующих в реализации данной программы: 10 - 11 лет.
Срок реализации программы: Программа реализуется 1 год через кружок «Разговор о
правильном питании». Проводится в 5классе в объеме 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы занятий:


ролевая игра,



ситуационная игра,



образно-ролевые игры,



проектная деятельность,



дискуссия,



конкурсы,



обсуждение.

Режим занятий: вторая половина дня
Основные принципы реализации программы:
1.

Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» -

одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
2.

Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого

понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических
приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.
3.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний,

умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе
на протяжении всего периода обучения в школе обеспечивают принцип систематичности.
Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со
здоровьесберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительный
режим.
4.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей

обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне
развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня
индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья,
намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима,
приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка,
педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.
5.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики

оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования

нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности
учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений
содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
6.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является

фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных
возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
7.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным

использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип
наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует
направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном
процессе. У младших школьников зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают
информацию, чем слуховые.
8.

Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности,

самостоятельности, инициативы и творчества. Соблюдение принципа активности в педагогической
практике позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не вредить здоровью детей.
9.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья

школьника в процессе обучения.
10.

Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье

окружающих людей.
11.

Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся

применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как
источник знаний, но и как место их практического применения.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Ожидаемый результат
1. Повышение внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья и здорового образа
жизни.
2. Улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение пропусков занятий, повышение
качества их знаний.
3. Через активное участие в жизни школы самоутверждение ребенка как личности, повышение
его социального статуса.
Основные принципы программы
- Приоритет здоровья над другими ценностями.
- Здоровье – главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и здоровому, и
больному человеку.
- Принцип здорового образа жизни, соблюдение санитарно-гигиенического режима.
- Принцип природосообразности, учет и использование физиологических возможностей
организма ребенка в соответствии с возрастным развитием.

- Принцип саморегуляции: «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и
значительные» (Н. Амосов).
- Отказ от разрушителей здоровья: табака, алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
1.

проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;

2.

овладение установками, нормами и правилами правильного питания;

3.

готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе

ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать
наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами
различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие
представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни
человека.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных
учебных действий:
Регулятивные УУД:
1.

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

2.

проговаривать последовательность действий;

3.

учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;

4.

учиться работать по предложенному учителем плану;

5.

учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

6.

учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку

деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
1.

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью

учителя;
2.

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном

пособии, других источниках информации;
3.

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
4.

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию;
5.

преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических

инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической
деятельности.
Коммуникативные УУД:
1.

донести свою позицию до остальных участников практической деятельности:

оформлять свою мысль в устной речи;

2.

слушать и понимать речь других;

3.

читать и пересказывать текст;

4.

совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

5.

учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:
1.

описывать признаки предметов и узнавать по их признакам;

2.

выделять существенные признаки предметов;

3.

сравнивать между собой предметы, явления;

4.

обобщать, делать несложные выводы;

5.

определять последовательность действий.

Формы проведения итогов реализации программы внеурочной
деятельности: практические работы, проекты, выставки, проведение тестирования.
Реализация рабочей программы курса предполагает:
□ вариативность при выборе площадок для реализации.
□ вариативность способов реализации.
Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носит
преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в
работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных
нормативов и навыков.
Методы реализации
Учитывая возрастные особенности школьников-подростков – их стремление к
самостоятельности, самореализации, при работе программы могут быть использованы
следующие методы:
Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей,
действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить
поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются эффективными при освоении
подростков навыков поведения в различных ситуациях.
Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на
конкретный результат.
Образно-ролевые игры позволяют активизированный конкретно чувственный опыт,
сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору.
Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для
решения поставленной задачи.
Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной
позиции в отношении того или иного вопроса. Дискуссия может быть организована в форме
круглого стола, брейн-ринга и т.п.

Календарно- тематическое планирование
№пп
1

месяц
сентябрь

Темы учебных занятий
«Здоровье - это здорово»

Количество часов
1

Влияние питания на физическое и умственное развитие
человека.
2

октябрь

«Продукты разные нужны, продукты разные важны»

1

Физиологические нормы, потребности подростков в
основных пищевых веществах и энергии.
3.

ноябрь

«Режим питания» Основные правила рационального

1

питания.
Режим питания, сбалансированность продуктов в
меню, пищевые приоритеты
4

декабрь

«Энергия пищи» Калорийность пищи Влияние

1

калорийности пищи на телосложение Болезни питания.
Ожирение Диеты. Лечебное питание и голодание. Пост.
5

январь

«Где и как мы едим» Обеспечение санитарно-

1

гигиенической безопасности питания «Мы не дружим с
сухомяткой»
Что такое перекусы, их влияние на здоровье Поговорим
о фаст-фудах Правила поведения в кафе
6

февраль

Основные химические и биологические загрязнители

1

пищи: тяжелые металлы, пестициды, плесень и
дрБолезни, передаваемые через пищу. Правила
хранения продуктов и блюд
7

март

«Ты- покупатель»Учимся читать информацию на

1

этикетке продуктов Права и обязанности покупателя
Срок хранения продуктов. Упаковка продуктов.
8

апрель

Удивительные превращения пищи внутри нас

1

«Лакомств – тысяча, а здоровье одно», Эти коварные Е,
канцерогены, красители, ароматизаторы
9

май

Составление формулы правильного питания.

1

Кулинарные традиции славянских народов
Всего часов

9

Методическая литература:
1.

Аленов М. Энциклопедия живописи. М., 2004.

2.

Безруких М. М.,ФилипповаТ.А.,Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/

Методическое пособие.-М.: Олма-Пресс,2011.
3.

Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Рабочая тетрадь/ - М.:

Олма Медиа Групп, 2014.;
4.

Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Блокнот /- М.: Олма Медиа

Групп, 2014;
5.

Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология./ М., 2002. 414 с.

6.

Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. Для учителей, работающих по программе

«Разговор о правильном питании»/- Волгоград: Учитель, 2007.
7.

Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. 30 уроков здоровья: Методическое пособие/ - М.: ТЦ

«Сфера», 2001.
8.

Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов./- М., 2000. 350 с.

9.

Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры./-М., 2004.

10.

Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни./- М., 2001. 330 с.

11.

Похлебкин В. В. Кулинарный словарь./- М., 2000. 500 с.

12.

Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей./- М., 2005.

13.Сорока Н. Ф. Питание и здоровье. Минск: Беларусь. 1994. 350 с.16. Рыбы СССР. М.,
1969, 400 с.
14. Справочник по детской диетике. М., 1977. 340 с.
15. Справочник по диетологии / Под ред. В. А. Тутельяна, М. А. Самсонова: Медицина.
2002, 549 с.
16. Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей. М., 1986. 287 с.
17. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. 400 с.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».