Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Концепцией развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных
обшеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от
18.11.2015г. № 09-3242; Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629
“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”; Уставом муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения гимназии № 5 г. Екатеринбурга и иными локальными
актами Учреждения.
Программа «Медиацентр» разработана для занятий с учащимися 9- 11 классов МБОУ
Гимназии № 5 в 2023-2024 учебном году.
Программа «Медиацентр» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на
развитие у учащихся медиакультуры и ключевых информационных и телекоммуникационных
компетентностей современного общества. Учащиеся получат возможность познакомиться и
поработать с различными видами информации, представленными в текстовом формате, в
формате аудио, в формате фото, в формате видео.
Программа «Медиацентр» предусматривает непрерывность обучения и возможность
привлечения учащихся разных возрастов.
Актуальность программы. Большую актуальность в последнее время приобретает
внедрение информационных технологий. Средства массовой коммуникации позволяют
достаточно малыми средствами охватывать и передавать большой объем информации. В связи
с этим особенно важно становится приобщение подрастающего поколения к нововведениям.
Специфика информационно – коммуникационных технологий требует непосредственного
участия детей в создании, обработке и передаче информации. Дети восприимчивы к
нововведениям и обладают более высоким уровнем знаний и умений, в своей работе они
более креативны. Деятельность медиацентра школы, ориентирована на развитие личности
учащихся в различных сферах в условиях жизнедеятельности школьного сообщества.
Цель программы: Создание единого информационного медиапространстранства в
МБОУ Гимназии № 5.
Задачи программы:
1. Создать информационное медиапространстранство в МБОУ гимназии № 5 на основе
социальных сетей, с отражением в нем вопросов школьной жизни
2. Создать условия для распространения информации о проведенных в гимназии
мероприятиях.
3. Создать условия для развития познавательной активности в области информационных
компьютерных технологий.
4. Содействовать ознакомлению с новыми информационными технологиями.
5. Создать условий для формирования у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
6. Сформировать интерес к информационным технологиям, повысить компетентности
учащихся в вопросе медиа.
7. Способствовать формированию интереса к профессиям, связанным с медиа, тем самым
подготовить к осознанному выбору профиля.
Возраст детей: Программа «Медиацентр» рассчитана на учащихся 7-11 классов.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения –34 часа.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Медиацентр»
В результате изучения курса, учащиеся получат:
Личностные результаты:
•
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и
творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого
потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их
образного, алгоритмического и логического мышления;
•
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
•
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе
обучения другим предметам и в жизни;
•
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными
смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества;
•
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их
результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной
информационной деятельности;
•
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее
анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения;
•
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
•
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
•
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно, и того, что требуется установить;
•
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и
структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного
набора
средств;
•
прогнозирование – предвосхищение результата;
•
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися
данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае
обнаружения ошибки;
•
оценка – осознание учащимся
учебнопознавательная задача;
•
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка
и формулирование проблемы;
•
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного
поиска;
•
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий;
•
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
•
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества сосверстниками и вз
рослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулироватьмысль в понятной
собеседнику форме;
•
умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, вчастност
и при выполнении проекта;
•
умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы спомощью с
редств ИКТ;
•
использование коммуникационных технологий в учебной деятельности иповседневной жи
зни.
Познавательные УУД:
того,
насколько
качественно
им
решена
•
знание наименований и назначений инструментов программы Adobe After Effects;
•
умение различать и знать способы анимации;
•
умение пользоваться встроенными инструментами, библиотекой и символами программы;
•
умение применять эффекты анимации;
•
знание способов публикациии умение публиковать готовые работы в формат *.swf;
•
создание простейших приложений, скриптов для управления фильмом;
•
умение размещать работу в сети Интернет;
•
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм»,
«программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной
речи и в информатике;
•
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций
ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
•
умение проектировать (проектная деятельность);
•
•
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы.
Коммуникативные УУД:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
•
ориентироваться на позицию партнера в общении;
•
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве;
•
готовить и выступать с сообщениями;
•
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
•
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального
сообщества края;
•
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке
общего решения в совместной деятельности.
Формы диагностики и подведения итогов реализации программы Способы проверки
результатов обучения
Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, тестирование, творческие
задания на различные темы).
В качестве параметра определения достигнутых результатов служит уровень овладения
навыками по программе и творческие достижения каждого обучающегося.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
•
создание видеосюжетов;
•
интервью;
•
открытые занятия;
•
презентации пилотных программ; анкеты. Творческое задание на развитие визуального
мышления
Самостоятельно придумать, снять и смонтировать небольшую видеоисторию,
содержание и смысл которой будут понятны зрителю при отсутствии закадрового текста.
Примерный хронометраж – 1 минута.
Творческое задание на развитие литературных навыков
Найти в газете (журнале) событийную статью и переработать ее текст в телевизионную
версию по традиционным шаблонам сюжета. Примерный объем текста сюжета – 1000 знаков.
Творческое задание на развитие зрительной памяти и внимания
Посмотреть выпуск информационной программы и найти в ней «битые» планы (планы
из архивов). Объяснить, чем обосновано их использование. Приоритет для просмотра –
итоговые информационно-аналитические программы.
Творческое задание на развитие теоретических навыков
На основе записи того или иного сюжета из эфира известных телекомпаний (можно
использовать записи с интернет сайтов этих компаний) составить его структурную
«формулу», проанализировать композицию, определить длину основных элементов.
Творческое задание для развития навыков создания телевизионных сценариев
Предложить участникам занятий написать сценарий одного из ближайших выпусков той
или иной телевизионной программы (желательно короткой, например, «Спокойной ночи,
малыши»). Для этого им будет необходимо посмотреть (и желательно записать на тот или
иной носитель) эту программу и на бумаге написать в две колонки: в одной - кто и что
говорил в этой программе, в другой - о том, что в это время было на экране.
Творческое задание на развитие репортерских навыков
Предложить учащимся написать сценарий выбранного ими сюжета в качестве
домашнего задания. Если это репортаж о предстоящем событии, учащийся должен написать
предполагаемый закадровый текст с учетом предполагаемых интервью и описать
предполагаемые съемки (представить себе, как будет выглядеть данное событие). Это
поможет эффективно осветить событие, полноценно организовать съемку, обратиться к
нужным героям или комментаторам вовремя и записать интересное и актуальное интервью.
Если это тематический репортаж о той или иной проблеме, подобный подробный план до
самих съемок поможет определить, что именно необходимо снимать, у кого брать интервью,
какие задавать вопросы. Попросите учащихся соблюдать условную форму сценария,
разделить описание закадрового текста и соответствующего видеоряда на две колонки.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема занятия
Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения
Вид деятельности
Медиа – основные
понятия.
Мозговой штурм. Медиа — обширное понятие, включающее в
себя средства коммуникации, способы передачи информации, а
также образовываемую ими среду (медиапространство).
Создание информационного кластера.
Профессии,
Лекция "Журналистика, реклама и связи с общественностью –
связанные с медиа. основные профессии в сфере массовых коммуникаций. Общее и
особенное в каждой из профессий»
Навыки, которыми Лекция: «Основные навыки, которыми должен владеть каждый
должен владеть
их специалистов (корреспондент, специалист по связям с
человек в
общественностью, специалист по рекламе.» Постановка
современном
творческой задачи - написать эссе «Улица, по которой я иду
обществе.
каждый день».
Понятие
стилистики и
литературного
редактирования.
Что такое
информация и
какие бывают
источники
информации.
Как работать с
источниками
информации.
Работа с
документами.
Обсуждение и редактирование эссе «Улица, по которой я иду
каждый день».
Систематизация информации для создания видеофильма
Выбор и минимизация информации
видеофильма. Дикторская речь.
для
создания
7.
8.
Средства монтажа
видеофильма
Реклама
Монтаж видеофильма с помощью смартфона
Показ видеофильма в классах
10.
Интервью как
Основы делового общения и профессиональной этики.
основной метод
Подготовка к интервью и обработка записи беседы.
сбора информации.
11.
Методика
редактирования
интервью.
Новость, её
сущность и
качество.
Радиолинейка.
12.
13.
Обсуждение текстов интервью.
Композиция новостной заметки. Радиолинейка. Постановка
творческой задачи
Радиолинейка. Практическая отработка, подготовленная для
любого праздничного события гимназии.
14.
Буктрейлер.
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик,
рассказывающий в произвольной художественной форме о
какойлибо книге. Постановка творческой задачи - найти
информацию для создания буктрейлера.
15.
Средства монтажа
видеофильма
Конкурс
Монтаж буктрейлера.
Текст и заголовок.
Как придумать
интересный
заголовок?
Средства верстки
газеты.
Культура ведения
диалога, диспута,
дискуссии
Реклама и ее роль в
современной
системе СМИ»
Специфика
рекламного текста.
Современные
мультимедийные
СМИ.
Информационные
порталы и их роль
в жизни
организации.
Подготовка номера школьной газеты. Сбор и систематизация
информации.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Участие в городском конкурсе медиапроектов
Практическая работа: шрифт, верстка, макет газеты.
Сюжетно-ролевая игра «В современном мире»
Практическая работа: создание рекламного объявления.
Создание страницы «Медиацентра» в Интернете. Постановка
творческой задачи – найти информацию
Систематизация информации и создание видеофильма
23.
Искусство
Фотография
Когда зародилась фотография?
24.
Фотография
новостная и
фотография
рекламная
Рекламный плакат:
коммерческий,
политический,
социальный
Подбор
художественных
средств и
материалов.
Представление
работы
Психология
восприятия
рекламы.
Современные
средства рекламы.
Лекция, беседа на тему: «Фотография новостная и фотография
рекламная». Подготовка к фотосъемке и обработка снимков с
помощью Photoshop
25.
26.
27.
28.
29.
Лекция на тему: «Рекламный плакат: коммерческий,
политический, социальный». Образность языка рекламы. Шрифт,
дизайн, композиция.
Практика: подготовка плакатов ко Дню Защитников Отечества.
Выпуск плакатов. Защита творческих работ.
Мозговой штурм «Многоликая реклама». Современные средства
рекламы. Реклама в Интернете, цифровая реклама.
Практическая работа: разработка идеи, создание концепции
рекламного послания, слогана и раскадровки,
30.
Съемка рекламного Съемка рекламного ролика школы. Редактирование.
ролика школы.
31.
Методы изучения
общественного
мнения.
Информационная пятиминутка «Специалист по связям с
общественностью (PR)– помощник руководителя в организации.»
Основные обязанности специалиста. Исследования в работе
специалиста PR.
32.
Виды PR-текстов и
PRмероприятий
Пресс-релиз,
фактлист,
прессконференция.
Создание
медлиапродукта.
Работа специалиста по PR в социальных сетях. Деловая игра:
«Пресс-конференция».
Практическая работа: сбор материала и написание пресс-релиза о
деятельности школы.
33.
34.
Подготовка фотогазеты о Последнем звонке. Размещение
фотографий в группе школы в сети «ВКонтакте».
III. Тематическое планирование
№
раздела
1.
2.
3.
Название раздела
Навыки, которыми должен владеть человек в современном
обществе.
Основы дикторского искусства.
Создание и обработка текстовых документов
Всего часов
2
2
10
4.
5.
Создание и обработка аудио файлов.
Создание и обработка видео файлов.
ИТОГО
8
12
34 часа
Каждый раздел программы поделен на разделы, которые ежегодно будут расширяться, и
конкретизироваться в соответствии возрастными особенностями учащихся их запросами и
интересами.
Программа
«Медиацентр»
предполагает
объединение
учащихся,
заинтересованных литературно-издательской работой, дикторской работой, обучение основам
фотографии, видеосъемки и компьютерных технологий. Моделирование и видеомонтаж
видеофильмов. Обучение основам журналистики. Создание видеорепортажей о интересных
событиях в МБОУ гимназии № 5. Подготовка трансляционных выпусков по тематике
воспитательной работы. Развитие навыков составления текстов, красноречия и монтажа
трансляционных аудио программ. Представление школы в медиапространстве интернета.
Список литературы
1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов. - М.:
Аспект Пресс, 2012. – 143 с.
2. Байков В. Интернет. Поиск информации. Продвижение сайтов. СПб.: БХВ-Петербург,
2000.
3. Вебер, Л. Эффективный маркетинг в Интернете: социальные сети, блоги, Twitter и другие
инструменты продвижения в Сети / Ларри Вебер; пер. с англ. Елены Лалаян. – М.: Манн,
Иванов и Фербер, 2010. – 311 с.
4. Интернет для журналиста / Под ред. А.Носика и С.Кузнецова. М.: Галерия. 2001.1
5. Интернет-СМИ: Теория и практика. Учеб. Пособие для студентов вузов/Под ред.
М.М.Лукиной. – М.: Аспект Пресс.2011. – 348 с.
6. Интернет-технологии.//Под ред. В.Н. Васильева, Л.С. Лисицыной. СПб.: Питер, -2003.
7. Калмыков Л.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 383
8. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об интернете, бизнесе и обществе.
Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
9. Кихтан, В.В. Информационные технологии в журналистике / В.В. Кихтан. - Ростов н/Д. :
Феникс, 2004.
10. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве интернета. – МГУ им. М.В.
Ломоносова, 2005. – 87 с.
11. Машкова С.Г. Интернет-журналистика.
80 с.2
– Тамбов : Изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2006. -
12. Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: [материалы к обучающим
семинарам] / [сост. С. Балмаева]. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т , 2010. – 146 с.
13. Монахов В.Н. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / В.Н. Монахов. - М. :
ЭКОПРИНТ, 2003.
14. Нильсен Я., Лоранжер Х. Web-дизайн. Удобство использования Web-сайтов. М.:
Диалектика; Вильямс, 2007.
15. Подурец К.М. Журналист в Интернете: Учеб. пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова,
2002. – 23 с.
16. Прайс Дж., Прайс Л. Текст для Web: доступность и привлекательность. М.: Вильямс, 2003.
17. Рихтер А.Г. Правовые основы интернет-журналистики. Изд. ВК, 2014 г. – 488 стр.
18. Скотт, Э. Компьютерные технологии в журналистике. Введение в основные понятия и
методы. Использование баз данных и приемов сетевой журналистики в службах новостей /
Э. Скотт. - М., 1998.
19. Сотникова О. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора. - М.: Аспект
Пресс, 2014.
20. Фомичева, И. Д. Социология Интернет-СМИ / И. Д. Фомичева. - М. : Изд-во фак.
журналистики Моск. гос. ун-та, 2005.
21. Якобсен Й. Концепция разработки Web-сайтов: как успешно разработать Web-сайт с
применением мультимедиа-технологий. М.: НТ-Пресс, 2006.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)