Пояснительная записка
Вокальное искусство – популярный вид музыкального исполнительства. Об
исключительных возможностях воздействия классической вокальной музыки на
человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила
этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя,
его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько
близка ему та или иная музыка. Приобщение к классическому вокальному
искусству способствует воспитание нравственно- эстетических чувств,
формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
Человек наделён от природы особым даром – голосом. Это голос помогает
человеку общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным
явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе
исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим
голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и
голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в
эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение детей к
академическому певческому искусству способствует развитию их творческой
фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы Вокальная студия "Нотка", по содержанию является художественной,
по форме организации – групповая, по времени реализации – 3 года.
Программа разработана в соответствии с документами:
• Федерального закона от 29.12.2012 г № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
• Постановления главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарноэпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей;
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
• Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые) программы)»;
• Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.03.2016 г. № ВК-461/09 «О направлении методических рекомендаций
(вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеразвивающих программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
• Распоряжение правительства Свердловской области № 70-Д от 26.06.2019г.
«Правила персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в Свердловской области»;
Адресность программы. Продолжительная (3 года), разноуровневая
(стартовый, базовый и продвинутый). Программа ориентирована на возраст
обучающихся с 6 до 12 лет, разработана с учётом психофизиологических
особенностей данных возрастных категорий.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной:
Отличительной особенностью программы является применение проектной
технологии для развития интегративных качеств обучающихся, таких как,
системность мышления, познавательная активность, умение работать с
информацией, умение работать в творческом коллективе, ответственность.
Одним из важных моментов является сочетания фронтального воздействия
педагога на обучающихся с индивидуальным подходом к каждому ребенку,
когда каждый обучающийся будет иметь возможность пробовать свои силы
как в ансамблевом эстрадном пении, так и в сольном.
Актуальность программы продиктована острой необходимостью
воспитания цельной и нравственно здоровой личности. Вокальное обучение
является одной из форм развития духовно – нравственной культуры среди
детей и подростков. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития
гражданина России, определяет духовно – нравственное развитие и
воспитание
обучающихся
первостепенной
задачей
современной
образовательной системы и представляет его как важный компонент
социального заказа для образования. Музыкальный опыт обучающихся — это
наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры, дающий
общее представление о музыкальных интересах ребёнка, его пристрастиях,
широте музыкального и жизненного кругозора.
На занятиях вокалом обучающиеся могут приобщиться к богатому
наследию исполнителей музыкально-эстрадной музыки прошлых лет, что,
безусловно, будет способствовать расширению кругозора и формированию
эстетического музыкального вкуса, а также пополнить свое репертуар
современными произведениями.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вокальная студия "Нотка"», важна тем, что социальная и личностная
адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе
являются необходимой основой для дальнейшей профессиональной
ориентации обучающихся и реализации своих творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что
занятия вокалом строятся на частой смене деятельности, подключаются
танцевальные и игровые элементы. Вследствие чего развиваются вокальные
возможности обучающихся, улучшается их эмоциональное состояние,
происходит снятие мышечных зажимов, формируется адекватная самооценка,
повышается уровень социализации личности в обществе.
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся и направлена на:
• создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
• развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
• приобретение детьми опыта творческой деятельности;
• овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Возрастные особенности:
В возрасте с 6 до 12 лет младшие школьники легко отвлекаются, не
способны к длительной концентрации, легко возбудимы, эмоциональны.
Происходят существенные изменения как в физическом, так и в психическом
развитии: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется
личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и
взрослыми. Частая смена настроения, возможны общие ухудшения
самочувствия, головные боли, снижение иммунной защиты организма.
В объединение принимаются все желающие мальчики и девочки.
Обучение по данной программе будет актуальным для детей,
проявляющих интерес к изучению вокала.
При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с
целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных
особенностей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Вокальная студия «Нотка» является разноуровневой и построена в
соответствии с уровнями сложности:
1 год обучения – стартовый уровень, используются и реализуются
общедоступные и универсальные формы организации материала, сложность
предлагаемого для освоения содержания программы минимальная. На данном
уровне происходит развитие слуха, получение начальных навыков владения
голосовым аппаратом, сольное и ансамблевое пение
2 год обучения – базовый уровень, используются и реализуются такие
формы
организации
материала,
которые
допускают
освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы. На этом уровне происходит
закрепление и дальнейшее развитие вокальных навыков; сольное и
ансамблевое пение (двухголосие).
3 год обучения – продвинутый уровень, используются формы
организации
материала,
обеспечивающие
доступ
к
сложным
(узкоспециализированным)
и
нетривиальным
разделам
в
рамках
содержательно-тематического направления программы. Также осуществляется
углубленное изучение содержания программы и доступ к около
профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы. На данном уровне происходит
совершенствование вокальных навыков, сольное и ансамблевое пение,
освоение проектной технологии.
Цель программы – формирование музыкальной культуры обучающихся
средствами вокально-исполнительской деятельности.
Задачи
Обучающие:
- повысить уровень знаний, обучающихся в области музыкальной
культуры, развить их музыкальные представления и художественный вкус;
- сформировать певческие навыки (устойчивое певческое дыхание на
опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая
эстрадная позиция, точное интонирование, певучесть, кантилена, чёткая и
ясная дикция, правильная артикуляция);
- дать основы теоретических и практических знаний в элементарной
теории музыки;
- сформировать у обучающихся навыки работы с фонограммой,
микрофоном, вокально-усилительной аппаратурой.
Развивающие:
- развивать музыкальную память;
- формировать музыкальный слух;
- прививать чувство ритма;
- развивать речевые навыки обучающихся с помощь пения.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся устойчивый интерес к пению;
- воспитывать бережное отношения к музыкальным произведениям;
- воспитывать чувство прекрасного;
- развивать коммуникативные качества, открытости, готовности к
общению.
Форма вид и режим занятий:
Занятия по программе начинаются с 15 сентября (34 учебные недели).
По форме организации: вокальная студия.
Режим занятий:
Для обучающихся стартового уровня:
Периодичность и продолжительность занятий - 2 раза в неделю по 2 часа
Продолжительность занятий - 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
Объём – 136 часов
Для обучающихся базового и продвинутого уровней:
Периодичность и продолжительность занятий - 3 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий - 40 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
Объем = 216 часов.
Количество обучающихся в группах: 10 - 15 человек.
Виды учебных занятий: данная программа предполагает различные
формы проведения занятий. Это занятие-игра, беседа (“Элементы творческого
самочувствия”,
“Работа
над
сценическим
образом”),
репетиция
(“Индивидуальные занятия”, “Работа над проектом песни”), викторина,
контрольное занятие, аудиторное занятие, зачет (при изучении раздела
“Музыкальная грамота”), практикум, лекция (разделы “Развитие певческого
голоса” и “Формирование вокальных навыков”). Также возможны и такие
формы, как концерт, фестиваль, творческая встреча.
Организация деятельности обучающихся на занятиях эстрадным вокалом
Формы и методы обучения.
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие,
которое предполагает взаимодействие педагога с обучающимися и строится на
основе индивидуального подхода. Также могут быть использованы
следующие формы обучения:
занятия – концерт;
репетиции;
творческие отчеты;
концертная деятельность;
культурно-досуговая деятельность
проектная деятельность.
Для
достижения
поставленной
цели и
реализации
задач изучаемого курса используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический (освоение певческих навыков);
частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный
ответ);
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные впечатления).
Программа опирается на принципы и подходы, описанные в основах
вокальной методики Л. Дмитриева
Способы определения результативности.
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление образовательным процессом и выполняет
обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую
функции. Разнообразные формы контроля обучающихся позволяют
объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля являются:
текущий контроль (педагогический опрос, наблюдение, контрольное
занятие);
промежуточная аттестация (открытый урок, конкурс, концерт, фестиваль,
праздник);
итоговая аттестация (конкурс, фестиваль, опрос, открытое занятие и др.).
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения
какого-либо раздела программного материала и направлена на поддержание
дисциплины, выявление отношения к обучению и носит стимулирующий
характер. Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом, отмечается
отношения обучающегося к занятиям, его старание, прилежность,
инициативность и проявление самостоятельности, темп продвижения.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и
степень освоения им образовательных задач на данном этапе. Промежуточная
аттестация проводится в форме контрольного занятия раз в полугодие.
Участие в концертах приравнивается к выступлению на контрольном занятие
(приложение 1).
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в
начале и в конце учебного года по следующим показателям: взаимодействие в
команде,
познавательная
активность,
ответственность,
социальная
идентичность.
При прохождении итоговой аттестации обучающимся необходимо
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями.
Итоговая аттестация проводится в форме открытого занятия или
итогового концерта. При проведении итоговой аттестации, учитываются
критерии качества подготовки обучающегося, позволяющие определить
уровень освоения дополнительной общеобразовательной программы:
грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность,
сформированность устойчивого интереса к музыкальному искусству,
исполнительская культура, развитие музыкального мышления; овладение
практическими умениями и навыками в различных видах музыкальноисполнительской деятельности: сольном, хоровом и ансамблевом
исполнительстве. По результатам итоговой аттестации, обучающийся
переводится на последующий год обучения.
Оценочные материалы.
1. Устные и письменные опросы на занятиях
2. Творческое задание
3. Беседы с обучающимися и их родителями
4. Мониторинг личностных и метапредметных результатов
(приложение 2)
Работа с родителями.
Для
реализации
воспитательных
задач
родители
(законные
представители) принимают активное участие в культурно-досуговой
деятельности творческого коллектива. Родители оказывают посильную
помощь в процессе подготовки к концертам, фестивалям и конкурсам
Учебный (тематический) план 1 год обучения – стартовый уровень
№
Тема
Обще е
кол- во
часов
В том числе
Формы
аттестации/
контроля
Теория
Практика
1.
Вводный инструктаж.
2
2
-
Опрос
2.
10
1
9
Опрос
3.
Постановка голосового
аппарата
Распевание
10
1
9
4.
Артикуляция
8
1
7
5.
Дикция
8
1
7
6.
Современные и
популярные
песни
Песни современных и
популярных
композиторов
10
1
9
10
1
9
7.
Выполнение
упражнений
Викторина
Контрольное
упражнение
Открытое
занятие
8.
Патриотические и
военные песни
15
4
11
9.
Вокальная позиция
20
2
18
10
Основы вокального
исполнительства
24
2
22
11
Концертная подготовка
19
2
17
Итого:
136
18
118
Выполнение
творческих
заданий
Участие в
конкурсах,
концертах,
фестивалях
Выполнени
е творческого
задания
СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения
ТЕМА 1. Вводный инструктаж.
Теория: Беседа об охране голоса и его возможностях. Знакомство с правилами
поведения на занятии. Обсуждение репертуарного плана на учебный год.
ТЕМА 2. Постановка голосового аппарата
Теория: Роль распевания в постановке аппарата.
Строение голосового аппарата. Резонаторы: грудной, головной (затылочный и
лобный), носовой. Дыхательный аппарат. Понятие диафрагмального дыхания.
Практика: Дыхание «в загиб». Выполнение упражнений на «прокачку
резонаторов». Упражнение «Зоопарк. Гласные звуки в веерной
последовательности. Выполнение комплекса упражнений. Растяжка вниз в
грудном смыкании.
ТЕМА 3. Распевание
Теория. Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского.
Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к
организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор»
условной тональности. Использование скороговорки на начало распевки.
Практика. Выполнение упражнений по распеванию. Распевание на звуки
«А-Я» «ЫЭАОУ». Комплекс мычаний. Пропевание упражнения «Ло – ре – А»
по мажорному трезвучию вниз.
ТЕМА 4. Артикуляция
Теория. Понятие «артикуляция». Артикуляция как работа органов речи (губ,
языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения
известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Взаимодействие гласных и согласных звуков в пении.
Практика. Артикуляционная гимнастика. Проговаривание скороговорок в
различных темпах, распевания на гласные и согласные звуки с применением
техники пения с расслабленными губами и активным языком. Выполнение
упражнений на слоги «ты – кы –ты –кы», «ло –ри – то –ри», «бейгу бейгу»,
использование упражнения «иголочка», для растяжки лицевых мышц.
ТЕМА 5. Дикция.
Теория. Понятие «дикция». Взаимосвязь речи и пения, как проявлений
голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить
правильно в жизни человека.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального
самочувствия на уровень голосовой активности. Тембр певческого и речевого
голоса.
Практика. Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации.
Упражнения для грудного регистра и детского голоса. Дыхательные
упражнения по методике И.О.Исаевой. Тренажер самоконтроля развития
дикции.
ТЕМА 6. Современные и популярные песни.
Теория. Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей
художественного образа, музыкально-выразительных средств. Актуальность
песни. Разбор авторского замысла и собственная интерпретация произведения.
Беседа о композиторах И. Крутой., О. Газманов, беседа о группах и сольных
исполнителях. Беседа о детских конкурсах.
Практика. Прослушивание и обсуждение современных и популярных песен.
Диспут «Актуальность песни». Разучивание произведений.
ТЕМА 7. Песни современных и популярных композиторов
Теория. Беседа о композиторах И. Крутой., О. Газманов, беседа о группах и
сольных исполнителях. Беседа о детских конкурсах.
Практика. Прослушивание и обсуждение произведений О.Газманова,
И.Крутого, современных вокально-инструментальных групп. Выбор песни для
исполнения. Разучивание текста песен. Разучивание произведений.
ТЕМА 8. Патриотические и военные песни.
Теория. Беседа о ВОВ. Краткая биография, творческий портрет композитора и
автора слов. Раскрытие содержания музыки и текста, музыкальновыразительных средств. Интерпретация и анализ произведения.
Практика. Вокально – хоровая работа над произведением «Мир без войны»
Разучивание текста на иностранном языке (украинский, английский).
Вокальная работа над фразировкой произведения. Разучивание произведения
«Дети войны». Вокально – хоровая работа над дыханием, над дикцией и
артикуляцией. Выступление совместно с педагогом.
ТЕМА 9 Вокальная позиция
Теория. Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения
вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю:
идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные
движения, открытость и закрытость.
Практика. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы
(родственные корни) вокального слуха. Упражнения на развитие двигательной
сферы голосообразования и речеобразования. Упражнения двигательной
программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения,
условий времени. Подготовка к выходу на сцену.
ТЕМА 10 Основы вокального исполнительства.
Теория. Беседы на темы:
Охрана голоса. Вредные факторы, воздействующие на голос певца.
Звукозаписывающие студии и принцип их работы.
Жанры музыки и различные музыкальные направления.
Музыка в различных видах искусств.
Взаимодействие на уровне ученик-ученик, ученик-педагог.
Практика. Выступление на концертах, тематических вечерах, конкурсах,
фестивалях. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков на
практике. Пение под фортепиано (ноты, интервалы, трезвучия, вокализы)
Пение a’capella. Работа с микрофоном под фонограмму минус.
ТЕМА 11. Концертная подготовка.
Теория. Культура поведения на сцене. Работа на сцене. Знакомство со сценой
(кулисы, авансцена). Сценические костюмы. Подбор и обсуждение
сценического костюма. Свобода исполнения произведения. Эмоциональная
передача содержания исполняемого произведения и решение актерских задач.
Практика. Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для
постановки номера и работа с микрофонами на сцене. Эмоциональная
передача
исполняемого
произведения.
Сценическое
воплощение
произведения. Создание образа. Работа над музыкальным образом в
произведениях. Создание реквизита для концертного номера. Отработка
двухголосного ансамблевого исполнения концертного репертуара.
Ожидаемые результаты 1 года обучения:
Обучающиеся:
Знают музыкальные термины-forte, piano, crescendo, diminuendo; Понимают
звуковысотный показ и дирижёрский жест.
Владеют дыхательной техникой.
Умеют дышать в «загиб», набирать воздух в диафрагму,
используя
перехватное и цепное дыхание.
Умеют петь a’capella
Умеют самостоятельно работать над текстом песни. Умеют работать с
микрофоном.
Активно принимают участие в конкурсах.
Учебный (тематический) план
2 год обучения – базовый уровень
№
Тема
Общее
кол-во
часов
В том числе
Теория
Формы
аттестации/
контроля
Практика
1.
Вводный инструктаж
2
2
-
Опрос
2.
Особенности
работы голосового
аппарата
15
2
13
Опрос
3.
Совершенствование
вокальных навыков.
18
0
18
Контрольное
упражнение
4.
Развитие артикуляции
15
2
13
Викторина
5.
Вокальная артикуляция
15
0
15
Контрольное
упражнение
6.
Мягкая атака звука при
исполнении
15
1
14
7.
Придыхательная атака
звука при исполнении
15
1
14
8.
Грудной и головной
резонатор.
10
4
6
9.
Работа с резонаторами
20
0
20
10.
Грудное и головное
смыкание. Регистровый
порог.
10
4
6
Открытое
занятие
Выполнен
ие
творческих
заданий
Участие в
конкурсах,
концертах,
фестивалях
11.
Расширение диапазона
голоса.
25
0
25
12.
Вокальные
произведения
разных
жанров.
Манера
исполнения.
Направления: джаз, регги,
эстрада.
20
5
15
16
2
14
Концертная подготовка
20
2
18
Итого:
216
18
198
13.
14.
Викторина.
Выполнение
творческого
задания
СОДЕРЖАНИЕ 2 год обучения
ТЕМА 1. Вводный инструктаж.
Теория: Беседа об охране голоса и его возможностях. Возможные
изменения голоса: причины и следствия.
ТЕМА 2. Особенности работы голосового аппарата.
Теория. Строение голосового аппарата. Роль гортани. Понятие голосовых складок.
Понятие мутации у мальчиков и девочек.
Практика. Упражнение «Зоопарк». Распевание. Гласные звуки в веерной
последовательности «ЫЭАОУ».
Выполнение комплекса упражнений. На звуки «Ло-Ре-А» растяжка вниз по
мажорному трезвучию.
ТЕМА 3. Совершенствование вокальных навыков
Практика. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального
инструмента.
Работа
над чистотой интонирования в произведениях с
сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано).
ТЕМА 4. Развитие артикуляции.
Теория. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение
положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие
навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты.
Практика. Разогрев голосового аппарата. Применение упражнений на мышечную
нагрузку. «Лори - тори»., «Бейгу - бейгу»., «ри – то –ри –ло», «гу-бей-гу- бей».
Исполнение упражнения «Мартовский кот», с максимально поднятым языком и
активной артикуляцией. Использование фонопедического метода В.В.Емельянова.
ТЕМА 5 Вокальная артикуляция.
Практика. Выполнение комплекса вокальных упражнений по закреплению
свободное движение артикуляционного
аппарата; естественного
входа
и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими
движениями и мимикой лица.
ТЕМА 6. Мягкая атака звука при исполнении.
Теория. Понятие «мягкая атака».
Практика. Разучивание упражнений на связанное звук ведение (Легато) и
отрывистое звуковедение (нон - легато). Применение упражнений на одном звуке в
комфортной речевой зоне. В ноте «ля» малой октавы. Упражнение «Азбука морзе».
Вокальная работа со всем певческим диапазоном на слог «Гу-о-а-э ы»
ТЕМА 7. Придыхательная атака звука при исполнении.
Теория. Понятие «придыхательная атака».
Практика. Выполнение комплекса вокальных упражнений на формирование
навыка придыхательной атаки звука. Концентрический и фонетический метод
обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся.
закрепление певческих навыков у детей: придыхательной атаки звука.
ТЕМА 8. Грудной, головной резонатор.
Теория. Понятие «резонатор».
Определение грудной – головной резонатор.
Практика. Определение резонатора: грудной, головной. Мычание в речевой зоне
(ля малой октавы), исполнение упражнения «Бабулька».
ТЕМА 9. Работа с резонаторами
Практика: Выполнение комплекса упражнений, направленных на соединение двух
регистровых зон, двух резонаторов — грудного и головного.
ТЕМА 10. Грудное и головное смыкание. Регистровый порог.
Теория. Понятие «грудное смыкание». Понятие «голосовое смыкание».
Регистровый порог.
Практика. Разучивание упражнений на грудное смыкание. Использование
вокальных качелей. Разучивание упражнений на головное смыкание. Тренаж
голосового аппарата.
Проработка переходных нот регистрового порога на согласные «тр-р –р».
ТЕМА 11. Расширение диапазона голоса.
Практика. Выполнение комплекса упражнений на грудное и головное смыкание.
Вокальная работа над переходом в головное смыкание на слоги «Гу-о-а-э- ы»,
после каждого комплекса упражнений обучающиеся обязательно используют
упражнение «штроу –бас», для расслабления связок.
ТЕМА 12. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения.
Теория: История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального
исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня, блюз, рок-н-ролл, рок,
хард-рок, глэм-рок, британский бит, джаз, арт-рок, увертюра, соул, госпел, гэггей,
«новая волна» (пост-панк, син-поп, панк- джаз, никакая волна, новый романтизм,
техно-поп, электро-поп, неомод- рок, пауэр-поп), современная городская музыка,
поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка.
Практика: Групповое прослушивание произведений разных стилей. Определение
вокальных стилей и жанров вокального исполнения на слух. Пробы по
подражанию и определение особенностей исполнения.
ТЕМА 13. Направления: джаз, регги, эстрада.
Теория: Джаз: Этел Уотерз, Билли Холидей, Сэра Воэн, Бенни Гудман, Пегги Ли,
Дайана Крол, Луи Армстронг. Джо Уильямс, Эла Жаро, Леонид Утесов, Валентина
Пономарева, Ф.И.Шаляпин, Сергей Лемешев, Татевик Оганесян, Ирина Отиева,
Лариса Долина.
Регги: Джимми Клифф, Питер Тош, Бани Уэйлер, Боб Марли.
Эстрада: Фрэнк Синатра, Джуди Гарленд, Бэтт Мидлер, Барбара Стрейзанд, Лайза
Минелли, Хулио Иглесиас, Алла Пугачева.
Поп: Фрэнки Эвэлон, Клифф Ричард, София Ротару, Валентина Толкунова, Иосиф
Кобзон, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Эдита Пьеха, группа
«Самоцветы», «Ласковый май», «Мираж», выпускники «Фабрик звезд», Майкл
Джексон, Мадонна, Принс, Уитни Хьюстон, Джорж Майкл, Мэрайа Кэрри,
Кристина Агилера, Бритни Спирс.
Практика: Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и
обсуждение манеры и стиля исполнения.
ТЕМА 14. Концертная подготовка.
Теория.
Культура поведения на сцене. Работа на сцене. Знакомство со сценой (кулисы,
авансцена). Сценические костюмы. Подбор и обсуждение сценического костюма.
Свобода исполнения произведения. Эмоциональная передача содержания
исполняемого произведения и решение актерских задач.
Практика.
Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для постановки
номера и работа с микрофонами на сцене. Сценическое воплощение произведения.
Создание образа. Работа над музыкальным образом в произведениях. Создание
реквизита для концертного номера. Отработка унисонного и многоголосного
ансамблевого исполнения концертного репертуара.
Ожидаемые результаты 2 года обучения:
Обучающиеся:
Знают понятия: грудное и головное смыкание, регистровый порог, миксовое
звучание;
Знают направления: джаз, регги, эстрада.
Умеют слышать себя и других в общем хоре, сливая свой голос в общее звучание
Владеют грудным и головным смыканием, регистровым порогом, миксовым
звучанием;
Воспроизводят умело, с чистой интонацией, на слух прослушанную мелодию.
Воспроизводят двухголосье, трёхголосье. При работе голосового аппарата
проявляется плотное смыкание голосовых связок и полная резонация в
«комфортном звучании».
Учебный (тематический) план 3
год обучения – продвинутый уровень
№
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
Вводный
инструктаж
Постановка
голосового аппарата
Гигиена певческого
голоса
Развитие
артикуляции
Основы
музыкальной
грамоты
Общее
кол-во
часов
В том числе
Формы
аттестации/
контроля
Теория
Практика
2
2
-
Опрос
20
2
18
Опрос
10
6
4
Памятка
20
2
18
Викторина
16
6
10
Открытое
занятие
6.
Сольфеджиров
ание. Чтение с
листа.
20
2
18
7.
Сценическая
практика
20
2
18
8.
Сценическая
культура и
сценический образ
28
4
24
9.
Вокальная позиция
30
2
28
Выполнение
творческих
заданий
Участие в
10.
Работа над
развитием
вокальной техники
30
11.
Концертная
подготовка
20
Итого:
216
2
30
28
конкурсах,
концертах,
фестивалях
20
Выполнение
творческого
задания
186
СОДЕРЖАНИЕ 3 год обучения
ТЕМА 1.
Вводный инструктаж.
Теория: Беседа об охране голоса и его возможностях. Правила работы на
занятиях. Репертуарный план.
ТЕМА 2. Постановка голосового аппарата.
Теория. Строение голосового аппарата. Роль гортани. Понятие голосовых
складок. Понятие мутации у мальчиков и девочек. Гигиена и охрана голоса во
время мутации. Заболевания и их профилактика.
Практика. Упражнение «Зоопарк». Распевание. Гласные звуки
в
веерной последовательности «ЫЭАОУ».
Выполнение комплекса упражнений. На звуки «Ло-Ре-А» растяжка вниз по
мажорному трезвучию.
ТЕМА 3. Гигиена певческого голоса.
Теория: Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.
Требования и условия нормальной работы дыхательных органов. Болезни
горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.
Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса. Меры профилактики лор
– болезней, их необходимость. Важность прослушивания хорошей музыки и
чистого пения для гигиены певческого голоса. Требования и нагрузка на
голос. Значение эмоций. О вреде курения на голосовые связки
Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и
показатель самоконтроля. Первая помощь голосовым связкам: молчание.
Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.
Практика: Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при
пении. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как
ориентира на успех, а не путь к стрессу; Упражнения по развитию вибрато
вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду). Составление памятки по гигиене
голоса.
ТЕМА 4. Развитие артикуляции.
Теория. Понятие артикуляции.
Практика. Разогрев голосового аппарата. Применение упражнений на
мышечную нагрузку. «Лори - тори»., «Бейгу - бейгу»., «ри – то –ри –ло», «губей-гу- бей». Исполнение упражнения «Мартовский кот», с максимально
поднятым языком и активной артикуляцией. Использование фонопедического
метода В.В.Емельянова.
ТЕМА 5. Основы музыкальной грамоты.
Теория: Звуки и ноты. Нотный стан. Ноты скрипичного и басового ключа.
Интервалы. Гамма. Длительности и их соотношение.
Практика. Разучивание и написание нот в нотной тетради.
ТЕМА 6. Сольфеджирование. Чтение с листа.
Теория: Сольфеджирование попевок по нотной записи.
Слуховой анализ: направление движения, количество
звуков. Простые размеры 2/4,3/4,4/4.
Музыкальные жанры: марш, полька, вальс.
Практика: Сольфеджирование нот скрипичного и басового ключа. Построение
и пропевание музыкальных интервалов. Построение гаммы до мажора.
Прохлопывание ритмических
рисунков 2/4,3/4,4/4. Прослушивание
музыкальных примеров марша, польки и вальса.
ТЕМА 7. Сценическая практика.
Теория: Основы актёрского мастерства. Основы сценического движения.
Практика: Тренинги на сплочение коллектива, на раскрытие сценического
образа. Постановка простейших танцевальных движений, постановка корпуса,
постановка рук и ног.
ТЕМА 8. Сценическая культура и сценический образ.
Теория: Жесты вокалиста (солиста и участника ансамбля): движение рук,
кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы,
шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей,
работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и
музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя.
Требования к тренингу жестов. Мимика. Выражение лица, улыбка. Владение
собой, устранение волнения на сцене. Песенный образ: своеобразие и
неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль. «Репетиция
вдохновения»: необходимость, суть и назначение.
Практика: Мимический тренинг. Психологический тренинг. Упражнение «Как
правильно стоять». Упражнения на координацию движений. Практическая
работа по формированию сценического образа.
ТЕМА 9. Вокальная позиция
Теория: Регулировочный
образ вокалиста. Ансамбль: особенности
исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля.
Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих,
окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле).
Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую
форму. Развитие мышц глотки и языка. Атака звука: твердая, мягкая,
преддыхательная. Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и
роль подготовки к выходу на сцену. Необходимость адаптации к
ситуации публичного выступления.
Практика: Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и
речеобразования. Упражнения двигательной программы по тренировке разных
фонем, интонации, дозировки движения, условий времени;
Упражнения по инспираторной фонации – изданию звука во время вдоха.
Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист - осознание
вокальнотелесных ощущений;
Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный
регистр. Упражнения с твердой и мягкой атакой. Подготовка к выходу на
сцену.
ТЕМА 10. Работа над развитием вокальной техники.
Теория. Знакомство с методикой Плужникова – «Механика пения».
Знакомство с методикой обучения вокалу О. Головиной.
Практика. Разучивание упражнений на грудное смыкание. Использование
вокальных качелей. Разучивание упражнений на головное смыкание. Тренаж
голосового аппарата. Проработка переходных нот регистрового порога на
согласные «тр-р –р». Вокальная работа над переходом в головное смыкание на
слоги «Гу-о-а-эы», после каждого комплекса упражнений обучающиеся
обязательно используют упражнение «штроу –бас», для расслабления связок.
Вокально – хоровая работа по упражнениям, направленным на чистую
интонацию, гармонические обороты. Вокальные упражнения по методике О.
Головиной.
ТЕМА 11. Концертная подготовка.
Теория. Культура поведения на сцене. Работа на сцене. Знакомство со сценой
(кулисы, авансцена). Сценические костюмы. Подбор и обсуждение
сценического костюма. Свобода исполнения произведения. Эмоциональная
передача содержания исполняемого произведения и решение актерских задач.
Практика. Пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для
постановки номера и работа с микрофонами на сцене. Эмоциональная
передача
исполняемого
произведения.
Сценическое
воплощение
произведения. Создание образа. Работа над музыкальным образом в
произведениях. Создание реквизита для концертного номера. Отработка
унисонного и многоголосного ансамблевого исполнения концертного
репертуара. Сценическая практика для солистов и дуэтов.
Ожидаемые результаты 3 года обучения:
Обучающиеся:
Знают особенности певческой установки, строения голосового аппарата,
охраны и гигиены голоса
Знают основы музыкальной грамоты;
Умеют сольфеджировать и аккомпонировать
себе
на
музыкальном
инструменте;
Владеют вокальной техникой.
Владеют артистической техникой: свободно и раскрепощённо чувствуют себя
на сцене;
Являются лауреатами международных конкурсов и фестивалей
Комплекс организационно-педагогических условий
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для отслеживания динамики освоения программы и анализа результатов
образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг.
Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает
входящий и текущий контроль, а также промежуточную и итоговую
аттестацию.
Входящий контроль производится в форме прослушивания при приеме на
обучение по программе.
Текущий контроль за качеством усвоения материала проводится
систематически, от занятия к занятию. На начальном этапе обучения контроль
осуществляется ненавязчиво и органично вплетается в ход занятия. Опросы
воспринимаются обучающимися как одна из форм общения с педагогом.
В конце каждого полугодия предусмотрены обязательные концертные
выступления всего коллектива (и отдельных его солистов), на которых
обязательно исполнение разнохарактерных музыкальных произведений
различных стилей и жанров. Помимо обязательных концертных выступлений,
обучающимся рекомендуется принимать участие во всех концертных
мероприятиях как внутри центра, так и за его пределами, а также во
всевозможных конкурсах различного уровня, так как концертная деятельность
воспитывает у обучающихся выдержку, сценическую волю и чувство
ответственности.
Способом оценки результатов образования является аттестация обучающихся.
«Промежуточная аттестация» - проводится по окончании каждого полугодия.
«Итоговая аттестация» - по окончанию изучения программы.
Критериями оценивания являются: теоретические знания (устройство
голосового аппарата, вокальные термины). Выявление усвоенных знаний
проводится с помощью тестовых заданий, опросников. Практические навыки
(дыхание, дикция, звук извлечение, чистота интонирования, артистизм,
раскрепощенность,
индивидуальность, работа с микрофоном под
фонограмму), выявляются с помощью практической концертной
деятельности, выступлений на сцене, как способа продемонстрировать
вокальноисполнительские умения. Результаты аттестации представляются в
виде диагностических карт.
Материально-техническое обеспечение: для реализации программы
необходим просторный, светлый кабинет для занятий, музыкальный центр или
аудио магнитофон.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.
Кадровое обеспечение: педагоги со средним профессиональным или
высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных видах
музыкального (вокального) искусства, обладающие знаниями в области
педагогики и психологии.
Организационное обеспечение: непрерывное обучение в ходе всего 3-х
летнего курса за исключением летних каникул.
Дополнительное оборудование, обеспечиваемое
родителями -концертные костюмы, реквизит. информационное обеспечение -видеоматериал «Анатомическое диафрагмное дыхание»
-видеоматериал «Методика обучения эстрадному вокалу О.Головиной
-флеш накопитель «Вокальные упражнения»
-флеш накопитель с видеоматериалом «Голос Дети-2020 год»
-флеш накопитель с аудио наполнением «Репертуарный план по
программе» -видеоматериал «Детская мода» -методические материалы:
-наглядный материал «Бронтозавик»
-методическая разработка «Сказка-распевка»
-методическое пособие А.Плужников «Механика пения»
-методическое пособие В.В Емельянов «Фонопедический метод развития
голоса»-«Развивающие голосовые игры»
На занятиях применяются наглядные, словесные, практические и частичнопоисковые методы обучения. Наглядный метод используется при показе
иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани,
работы диафрагмы и при исполнении педагогом музыкального материала.
Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание,
распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть доступным для
детского восприятия.
К практическим методам обучения можно отнести тренинги, вокальнохоровые упражнения.
На занятиях используются такие приемы, как сочетание запевов солистов с
группой, динамическое развитие, пение по “цепочке”, пение “про себя”,
Звуковысотный показ, дирижёрский жест, игровые приемы (“Ритмическое
эхо”,“Эхо”, “Импровизационный концерт”, “Артикуляционная разминка”).
Используются методы:
1.
Метод развивающего обучения.
2.
Метод создания ситуации успеха.
3.
Метод формирования готовности восприятия учебного материала с
использованием зоны ближайшего развития.
4.
Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень
(классификация Е.Г. Савиной)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
/№273- ФЗ от 29.12. 2012 г/;
2.
Концепции развития дополнительного образования /распоряжение
Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
3.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.:
Просвещение, 2010/;
4.
Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. №
196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»; 5. Методических рекомендаций
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(письмо Министерства образования и науки РФ №09-3242 от
18.11.2015);
6.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
7.
Федеральной целевой программы развития дополнительного
образования детей в РФ до 2020 года;
8.
"Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года" /распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г/.;
9.
Устава МБУ ДО - центр «Лик»;
10.
11.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
МБУ ДО- центр «Лик»;
Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации
обучающихся МБУ ДО - центр «Лик».
Литература для педагога:
1.
Головина О.Н. Методика постановки эстрадно – джазового вокалаЕкатеринбург, 2017-58 стр
2.
Дейша – Сионицкая. Пение в ощущениях» – Искусство, 1975г
стр.64Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг –
Москва 1990г. Емельянов. В.В. Фонопедические упражнения для
развития голоса. - СПб.1997, 38 стр.
4.
Зайцева В. Н Обучение с увлечением. Выпуск 12. Сост.: Соколов А. П.
– М.: издательство. Мелограф, 2006. – 16 стр.
5.
Исаева. И. Эстрадное пение экспресс-курс. - М., 2006, 174 стр.
6.
Кантарович В.С. Гигиена голоса. - М., 2003, 125 стр.
7.
Кочнева И, Яковлева А. Вокальный словарь. - М., 2005, 307 стр.
8.
Линклэйтер К. Освобождение голоса. – СПб. 2003, 94 стр.
9.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М., 1998, 207 стр.
10.Немов Р.С. Психология. – М., 2000. – Т.2
11.
Прокопьев В.Н. Как стать певцом и сделать карьеру. – СПб. 2000, 283
стр.
12.
Риггз Сэт. Пойте как звезды. - М, СПб., 2007, 120 стр.
Литература для обучающихся:
1.
Савина Е.Г. Формирование умений музыкально-сценической
деятельности у детей пяти-восьми лет // Музыкальное образование
детей и юношества: проблемы и поиски / Под ред. К.П.Матвеевой. –
Екб. 2005, 93 стр.
2.
Чишко О. Певческий голос и его свойства. – М. 2001, 76 стр.
3.
Юдин Р. Постановка голоса детей школьного возраста.
Приложение 1
Оценочные материалы
1.
Ритмический ансамбль
Изобразить самостоятельно ритмический аккомпанемент к песне. Задание
позволяет определить, насколько развито чувство ритма у обучающегося. 3
балла – самостоятельное сочинение ритмического аккомпанемента
К песне и сохранение ритма на протяжении звучания всей песни
2 балла - самостоятельное сочинение ритмического аккомпанемента и не
сохранение его на протяжении звучания всей песни
1 балл – обучающийся не может сочинить ритмический аккомпанемент к
песне
2.
Игра «Веселый аккорд»
Исполнить знакомую мелодию или песню с элементами двухголосья. 3 балла
– уверенное исполнение мелодии с элементами двухголосья 2 балла –
исполнение с небольшими ошибками
1 балл – обучающийся не может исполнить мелодию или песню с элементами
двухголосья
3.
Исполнение песни
Задание позволяет определить уровень исполнения обучающимся любимой
песни
3 балла – выразительное исполнение песни с грамотным соблюдением цезур 2
балла – исполнение песни либо не выразительное, либо без соблюдения цезур
1 балл – отсутствие выразительного и грамотного исполнения песни
4.
Беседа о музыке
Беседа позволяет определить уровень знаний обучающихся в области
терминологии, нотной грамоты, музыкального искусства родного края. 3
балла – отвечает уверенно на вопросы, приводит примеры 2 балла - отвечает
без эмоций и примеров 1 балл - затрудняется в ответ
Приложение 2
Мониторинг личностных и метапредметных результатов
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
№ Критерии
1
Взаимодействие в
команде
Показатели
1. Вступает во взаимодействие с детьми
(обучающимися)
2. Вступает во взаимодействие с педагогом
Проявляется
/не проявляется
Умение
учащегося
продуктивно
общаться,
готовность
помочь при
коллективном
решении
творческих задач
3. Отстаивает свое мнение аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь сверстников
Cреднее арифметическое
1.Интересуется темой занятия, задает
дополнительные вопросы педагогу по
теме
занятия/темы/программы
Желание узнавать
2. Воспроизводит информацию по итогам
новое
учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи
взрослого) выполняет дополнительные
(творческие)
задания
Cреднее арифметическое
2
Познавательная
активность
3
Ответственность
Проявляется при
выполнении
функциональны х
заданий, известных,
повторяющихся
1. Выполняет задания педагога в указанный
срок и без напоминания
2. Своевременно приходит на занятие, другие
мероприятия
3. Доводит начатую работу до конца
4. Адекватно реагирует на оценку
своего труда, полученного результата.
5. Выполняет взятые обязательства
Cреднее арифметическое
4
Социальная
идентичность
Индивидуальное
чувство
1. Принимает правила и традиции группы
2. Охотно (без давления педагога) принимает
участие в мероприятиях, важных для группы
(конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
3. Предлагает свою помощь при проведении
принадлежности
важных для группы дел (мероприятий)
4. Положительно высказывается об отношении к
группе, Дворцу.
творческому
К
объединению.
5. Положительно оценивает свою роль и место в
Убежденность в детском творческом коллективе.
собственной
значимости для
развития среды,
к которой
принадлежит
сам ребенок
Cреднее арифметическое
5
6
Предметные
знания
Знание репертуара
Предметные
умения
Чистота интонации
Знание музыкальной терминологии
Музыкальность
Вокальные навыки
Артистизм
Среднее арифметическое
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)