Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Современный эстрадный танец»

Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. №
273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства просвещения РФ
от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” ;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41
«Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
Направленность программы – художественная.
Программа «Современный эстрадный танец» разработана на основе методической
разработки «Модерн-джаз танец» (автор - В.Ю.Никитин, 1999 г.).
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое
внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни,
к общечеловеческим ценностям. Хореографическое воспитание имеет важное значение
как в физическом, так и в нравственном становлении личности ребенка, которая является
важнейшей целью всего процесса обучения и эстетического воспитания. Без
формирования способности к эстетическому творчеству невозможно решить важнейшую
задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Танец – это вид искусства, в
котором художественные образы создаются посредством пластических движений и
ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела
из чего, и формируется техника танцев. Познав красоту в процессе творчества, человек
глубже чувствует прекрасное во всех проявлениях и в искусстве и в жизни. Его
художественный вкус становится более тонким. Душой танца является музыка. Она
создает эмоциональную основу, определяет характер танца. Умению слышать музыку,
понимать ее язык, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и
непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее
красоты – всему этому учит танец.
Еще в Древней Греции полагали, что в процессе обучения такие дисциплины как
музыка и танцы не менее важны, чем точные науки. Учителя того времени были твердо
убеждены, что для формирования творческой, гармонически развитой личности
необходимо всесторонне образование.
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение
работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания
статистической позы (долгого сидения за школьной партой) нарушается осанка,
увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях танцами увеличивается объем
двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение
умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние
сердечно сосудистой и нервной системы.
Отличительные особенности программы в том, что обучение доступно большему
кругу детей (нет профессионального отбора), значительно меньше время и объем
изучаемого материала, ниже уровень требований к способностям и физическим данным
обучающихся.
В коллектив принимаются все желающие дети, независимо от степени одаренности и
уровня хореографической подготовки. Содержание программы направлено не на
подготовку профессионального танцора, а на предоставление возможности ребенку
выразить себя в танце, передать эмоции через пластику. Также особенностью программы
является то, что в программу введен раздел «Танцевальная импровизация», которая
рассматривается как возможность приобщения детей к творческой самодеятельности,

реализации своих чувств и мыслей. «Я хочу танцевать» - это желание ребенка есть
главный девиз данной программы. И это желание будет решающим и определяющим при
принятии ребенка в коллектив.
Призвание это или каприз покажет время, но позволить реализовать себя в этой
сфере искусства может каждый, тем более что обучение танцевальному искусству
предполагает большие физические и моральные нагрузки и здесь без желания и
стремления не обойтись. Ведь не редко, дети, обладающие прекрасными данными, в
процессе обучения пасуют перед трудностями и, не желая утруждать себя, прерывают
учебу. Дети же, не имеющие данных и вызывающие порой недоумение специалистов по
поводу выбранного ими вида деятельности, но обладающие сильным желанием и
стремлением, преодолевая свои физические недостатки путем самостоятельных занятий,
добиваются блестящих результатов.
Реализация программы будет проводиться в форме теоретических и практических
занятий согласно учебному плану. Последовательность изложения тем и количество
времени может быть изменено в зависимости от индивидуальных способностей детей,
темы года, участия в конкурсах и фестивалях, концертах.
Адресат в групповой форме с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Численность группы от 10-15 человек.
Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа. Состав группы постоянный.
Язык обучения – русский.
Объём общеразвивающей программы. Программа «Современный эстрадный танец»
(базовый уровень) разработана на 1 год, общее количество часов в год - 136 часов, в
неделю 4 часа.
Цель программы – формирование мотивации к современному танцевальному
искусству и развитие творческих способностей обучающихся через разнообразные
техники эстрадного танца.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:
• обучение самовыражению, как в творчестве, так и в межличностных
отношениях;
• обучение культуре движений и их выразительности;
• обучение манере исполнения элементов эстрадного танца;
• обучение свободному движению под музыку с различным ритмическим
рисунком.
Развивающие:
• более полное физическое и пластическое развитие мышечного аппарата;
• развитие индивидуального уровня исполнительского мастерства;
• развитие координации движения;
• развитие творческой активности и артистизма.
Воспитывающие:
• воспитание художественного вкуса;
• воспитание артистизма и выразительности.
Педагогическая целесообразность объясняется основными принципами, на которых
основывается программа:
• Принцип вариативности и свободы выбора, он необходим для самореализации
личности.
• Принцип эмоциональной насыщенности. Занятия танцами дают основу для создания
среды, богатой ценностным общением, стимулируют положительные эмоции,
благоприятно влияющие на физическое и душеное здоровье обучающихся и
побуждающие ребенка к дальнейшему развитию.
• Принцип креативности предполагает развитие и активизацию творческих
способностей каждого ребенка.

• Принцип индивидуализации имеет значение для осуществления личностноориентированного подхода в процессе эстетического воспитания и творческого
развития личности обучающихся.
• Принцип диалогичности предусматривает овладение детьми языком искусств, не
просто усвоение предлагаемого материала, а познание мира через активный диалог с
ним.
• Принцип интеграции основан на взаимопроникновении специфического языка танца
в другие сферы жизни. На основе общих выразительных средств дети ищут
параллели в различных видах искусства, раскрывая художественный образ.
• Принцип доступности, обеспечивающий переход от простого к сложному, от
известного к неизвестному.
Обучение ведется по следующим разделам:
• тренаж к эстрадному танцу;
• фольк танец;
• кантри танец;
• диско танец;
• ритмический танец;
• эксцентрический танец;
• новинки танцевальной эстрады;
• степ;
• акробатический танец;
• эстрадный танец в мюзик – холле;
• модерн и джаз танец.
Учебный план
Первый год обучения
Кол-во часов
Формы
№ Название раздела, темы
аттестации/ контроля
Практика
Всего Теория
Вводное занятие
1
1
1
Входящий контроль
Инструктаж по ТБ
Тренаж к эстрадному
2
4
20
24
танцу (базовые)
Текущий контроль.
3 Фольк танец
1
6
7
Самостоятельная
работа
4 Кантри танец
1
7
8
5 Диско танец
2
13
15
Промежуточный
6 Эксцентрический танец
2
19
21
контроль
Акробатический танец
7
2
16
18
(элементы)
Текущий контроль.
8 Степ (элементы)
2
8
10
Самостоятельная
9 Ритмический танец
2
18
20
работа
Работа над концертным
10
10
10
репертуаром
11 Итоговое занятие
2
2
Итоговый контроль
Всего:
17
119
136
Содержание учебного плана
Выработка определённых навыков, характерных для эстрадной хореографии.
Тема 1. Инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет
Теория
Инструктаж по технике безопасности для обучающихся в кабинете хореографии;
правила поведения на занятии и после его окончания, а также в чрезвычайных
ситуациях. Введение в предмет: История танцевальной эстрады.
Тема 2. Тренаж к эстрадному танцу

Теория

Знакомство с эстрадным танцем и его спецификой.
Выразительность и артистичность исполнителя.
Виды упражнений с нагрузкой на различные группы мышц в эстрадной хореографии.
Практика

Упражнения, разогревающие мышцы тела:
Голова. Виды движений:
• наклон вперёд и назад;
• наклоны вправо и влево;
• повороты вправо и влево;
• sundari вперёд - назад и из стороны в сторону.
Плечи. Виды движений:
• подъём одного или двух плеч вверх;
• движение плеч вперёд – назад;
• твист плеч;
• шейк плеч.
Грудная клетка. Виды движений:
• движения из стороны в сторону;
• движения вперёд – назад;
• подъём и опускание;
• твист;
• упражнения для выработки подвижности позвоночника, укрепления мышц спины;
• повороты корпуса «спираль»;
• наклоны корпуса;
• упражнения на полу для разогрева позвоночника и его
отделов.
Руки. Виды движений различны.
Ноги. Виды движений различны.
Голова. Виды комбинаций:
• крест;
• квадрат;
• круг;
• фиксированный полукруг;
• свинговый полукруг.
Плечи. Виды комбинаций:
• крест;
• полукруг;
• круг;
• «восьмерка».
Грудная клетка:
• крест;
• квадрат;
• полукруг;
• круг.
Руки. Различные комбинации.
Ноги. Различные комбинации.
Тема 3. Фольк танец
Теория

Характеристика танцевального направления:
• история возникновения,
• стилевые особенности.
Знакомство с музыкальным материалом - стилизованной народной музыкой групп
"Золотое кольцо", "Балаган лимитед".

Практика

Фольк танец (по выбору педагога на любом народном материале).
На русском материале:
Основные движения:
• ход на высоких полупальцах;
• броски на 45 °; 90 °;
• вращения;
• поддержки;
• трюки;
• движения с увеличением амплитуды.
Композиция этюда.
Тема 4. Кантри танец
Теория

Характеристика танцевального направления:
• история возникновения,
• стилевые особенности.
Прослушивание эстрадной музыки в стиле "кантри" (гр. "Reolpex")
Практика
Основные движения:
• ход с выносом стопы на ребро;
• широкий бег;
• «перетяжки»;
• шаг польки;
• галоп;
• прыжки;
• трюки; поддержки.
Композиция этюда.
Тема 5. Диско танец
Теория

Характеристика танцевального направления:
• история возникновения,
• стилевые особенности.
Прослушивание музыки в стиле "диско" (гр. "Back boys blue").
Практика

Основные движения:
• диагональный ход с поворотом;
• различные наклоны;
• «маятник»;
• прыжки, подскоки;
• «регулировщик»;
• «карате»;
• импульсивный ход.
Композиция этюда - проявление творческой фантазии в трактовке той или иной
танцевальной темы.
Тренаж проводится по такому же принципу, но движения составляются в комбинации.
Тема 6. Эксцентрический танец
Теория
Характеристика танцевального направления:
• история возникновения,
• стилевые особенности.
Знакомство с музыкальным материалом в стиле «Чарльстон», «Танго».
Практика
Основные движения:

• glissade;
• степовый ход;
• вращение;
• поддержки; трюки;
• пружинистый шаг с переносом ноги вперёд – назад;
• гротескные движения «Чарльстона».
Композиция этюда.
Тема 7. Акробатический танец
Теория
• Характеристика танцевального направления:
• история возникновения,
• стилевые особенности.
Прослушивание роковых композиций, музыкального материала в стиле рок-н-ролла
(Элвис Пресли), брейка.
Практика
Основные движения:
• прыжки с ноги на ногу («Ник»);
• прыжок на левой ноге, правая вперёд на пятку;
• бег с высоко поднятыми коленями;
• поворот коленей вправо, влево;
• поочерёдные перекаты с носка на всю стопу каждой ногой;
• «робот»;
• «лунная походка»;
• «волна»;
• «целостная волна»;
• партерный брейк.
Композиция этюда.
Тема 8. Степ (элементы)
Теория
Характеристика танцевального направления:
• история возникновения,
• стилевые особенности.
Прослушивание музыкального материала группы «Чай вдвоём».
Практика
• основные удары;
• композиция основных ударов.
Тема 9. Ритмический танец
Теория
Прослушивание музыкальных произведений с чёткой ритмической структурой в стиле
«хип-хоп»; «техно»; «реп» (группа «D.Y.Hits»).
Практика
Основные движения:
• «пружина»;
• выпады;
• скольжение;
• «волна»;
• движения бёдрами;
• «кошка»;
• «флюгер»;
• прыжки, трюки.
Композиция этюда.
Тема 10. Подготовка концертных номеров

Теория
Сценическая культура.
Практика
Выступления на концертах, конкурсах.
Тема 11. Итоговое занятие
Теория
Подведение итогов. Диагностика обучающихся.
Планируемые результаты

По окончании 1 года обучающиеся должны знать:
• специфику эстрадной хореографии;
• движения и элементы, укрепляющие суставы и мышечно-связочный аппарат;
• терминологию эстрадного танца;
• различные направления эстрадной хореографии;
• правила координации движений;
• правила исполнения танцевальных связок.
Обучающиеся должны уметь:
• хорошо владеть своим телом;
• согласованно двигаться под музыкальный материал;
• исполнять чётко и точно изучаемые движения и элементы;
• хорошо двигаться под современную музыку;
• выразительно исполнять движения;
• технически грамотно исполнять отдельные движения, танцевальные связки.
Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение программы
В организации хореографических занятий используются следующие методы:
• Практический метод – танцы, метод танцевальной импровизации, упражнения.
• Метод действенного анализа - постановочно-репетиционный процесс.
Эти методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг
друга, развивают внимание, память, творческое воображение, помогают освоить базовые
танцевальные и театральные умения и навыки.
Методы обучения:
• словесный (беседа, устное изложение, инструкция);
• наглядный практический (выполнение работы по сценарию);
• объяснительно-иллюстративный (видеоматериалы, иллюстрации);
• репродуктивный (воспроизведение базовых элементов по образцу);
• частично-поисковый (творческий поиск);
Методы воспитания:
•
убеждение;
•
поощрение;
•
стимулирование;
•
мотивация.
Формы организации образовательного процесса:
• фронтальная;
• индивидуально-групповая;
• групповая;
• работа в парах.
Типы занятий:
• комбинированный;
• первичного ознакомления материала;
• усвоение новых знаний;
• применение полученных знаний на практике;
• закрепление, повторение;

• итоговое.
Формы организации учебного занятия:
• беседа;
• экскурсия;
• учебная деятельность;
• репетиционно-постановочная деятельность.
Формы работы с родителями:
• индивидуальная работа с родителями (беседы, творческое сотрудничество в
подготовке сценических номеров и изготовление костюмов);
• повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование,
обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.);
• приглашение родителей на открытые занятия, концерты и выступления.
Педагогические технологии:
• технология индивидуального обучения;
• технология группового обучения;
• технология разноуровнего обучения;
• технология развивающего обучения;
• игровая технология обучения;
• коммуникативная технология обучения;
• технология коллективной творческой деятельности;
• здоровьесберегающая технология.
Материально-техническое обеспечение программы:
• Просторное помещение с деревянным половым покрытием.
• Зеркала
• Станок.
• Сценическая площадка.
Приборы и оборудование:
• CD проигрыватель с USB
Костюмы:
• удобная форма для работы на занятий,
• мягкая обувь,
• сценические костюмы из репертуара коллектива.
Информационное обеспечение:
• книги и журналы о хореографии;
• видеокассеты, DVD с записью хореографического материала;
• конкурсные выступления коллектива;
• видеозаписи выступлений, концертов;
• интернет источники.
Методическое и информационное обеспечение программы:
• иллюстрации,
• стенды,
• сценарные разработки;
• фотографии, видео и аудио материалы к практическим темам.
Педагогический мониторинг:
• творческие задания,
• диагностика личностного роста и продвижения,
• ведение журнала учёта достижений обучающихся,
• анкетирование родителей.
Формы аттестации:
•
концертная деятельность,
•
открытые занятия,
•
танцевальные конкурсы,

•
творческие итоговые работы.
Виды контроля
Для полноценной реализации программы используются виды контроля:
• входящий контроль (внешняя диагностика обучающихся, опрос);
• текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на каждом
занятии (педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся);
• промежуточный контроль (творческая работа, игровые задания);
• итоговый контроль проводится в конце учебного года, где отслеживаются уровень
освоения обучающего курса, динамика освоения практических навыков, техника
танцевального исполнения (открытые занятия, концертная деятельность,
музыкальные соревнования и танцевальные конкурсы).
Формы подведения итогов по реализации программы:
• мониторинг - опрос, внешняя диагностика;
• отчетный концерт;
• участие в конкурсах, праздниках и проектах;
• открытые занятия (2 раза в год);
• музыкальное соревнование.
Способы определения результативности
Достижение творческого результата, является основным видом педагогического
контроля. На протяжении всего обучения, главным критерием освоения программы
являются выступления и концерты, танцевальные этюды. В первый год обучения – это
открытые занятия или подготовка малых концертных номеров. Во второй год обучения –
подготовка более сложных выступлений и участие детей в творческих спектаклях
учреждения. Эффективность занятий определяется диагностикой по следующим
критериям: выполнение задания по инструкции, координация движений, гибкость,
чувство ритма и внимательность.
Способы отслеживания результативности:
Два раза в год проводится тестирование обучающихся:
• творческие упражнения;
• определение возможности исполнения двигательных движений.
Педагогические наблюдения во время занятий:
• мотивация;
• степень внимания;
• внешние признаки реакции на сложные упражнения.
Публичные выступления (параметры контроля во время занятий):
• наблюдение за работой обучающихся;
• остановка исполнения, обсуждение и повтор упражнения.
Критерии к мониторингу
• Уровень развития музыкальности и чувства ритма у ребенка
Высокий уровень – музыкально исполняет движения, хорошо развито чувство ритма.
Чутко реагирует на интонационные и темповые оттенки звучания. Двигаясь, ребенок
правильно ощущает построение музыкальной фразы, схватывает характер счета,
легко справляется с ритмическими заданиями. Безошибочно вступает на нужной
доле музыкального такта. Движения гармонично сливаются с музыкой. Танцует
красиво, ритмично.
Средний уровень – достаточно музыкально и ритмично исполняет движения. Двигаясь,
ощущает построение музыкальной фразы, схватывает характер счета, в ритмичных
упражнениях неважно справляется с отсчетом ритма. Несколько неуверенно
исполняет движения при темповом изменении в музыке, ― торопится или наоборот
опаздывает. Движения не всегда совпадают с музыкой. «Заторможенность» реакции
на музыку мешает вовремя вступить на нужной доле музыкального такта.

Низкий уровень – слабо владеет музыкально - ритмическими навыками, не чувствителен к
ритму, темпу, фразировке мелодий. Движения неуверенны, часто «в разрез» с
музыкой. Не умеет самостоятельно вступить на нужной доле музыкального такта.
• Уровень развития собранности и умения концентрировать внимание
Высокий уровень – ребенок предельно собранный и внимательный. Точно и музыкально
выполняет движения, уверенно справляется с более сложным заданием. Владеет
умением концентрировать свое внимание.
Средний уровень – может быть собранным и внимательным. Движения выполняет
правильно, согласно своему счету. Недостаточно владеет умением сосредоточиться,
часто отвлекается. При выполнении движений «каноном» допускает ошибки.
Низкий уровень – ребенок несобранный, внимание рассеянное. Редко справляется с
выполнением задания самостоятельно. Не владеет умением концентрировать свое
внимание. С помощью педагога может справиться.
• Уровень эмоционально – эстетической настроенности
Высокий уровень – распознает и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по
мимике и жестам. Проявляет произвольную активность, развиты эмоционально выразительные движения рук, адекватно использует жест. Высокий уровень
включенности в образ.
Средний уровень – видит разные эмоциональные состояния, напряжен общий вид, нечетко
выражает свое эмоциональное состояние, пытается выразить свои эмоции мимикой и
жестом, не проникая в образ.
Низкий уровень – подавленный, напряженный общий вид, бедная, маловыразительная
мимика, не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, не развиты
эмоционально - выразительные движения рук, неадекватно использует жест.
Список литературы
Для педагога:
•
•
•
•
•
•

Алексеева Л. Н. Двигаться и думать: сб. материалов/ Л. Н. Алексеева. - М., 2000
«Учите детей танцевать» Авторы: Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В.
Москва «Век информации» 2009
Кулагина И. Е. Художественное движение. Метод Л.Н.Алексеевой: Пособие для
преподавателей общеобразовательных школ и учреждений дополнительного
образования. В 2 ч. / И.Е. Кулагина. — М., 1999, 2000
Методическое пособие по модерн – джаз танцу В.Ю. Никитина, доцента Российской
академии театрального искусства, кандидата искусствоведения. М, 2007
Джазовый танец Иевлева Л.Д. Учебное пособие для студентов и преподавателей
институтов искусства и культуры. (Челябинский государственный институт
искусства и культуры, кафедра хореографии. Челябинск, 2006)
Семинар «Перспективные направления и формы обучения танцам» (из опыта
ведущих танцевальных объединений учителей танцев Великобритании). – ЛондонС-Пб., 2005

Для обучающихся:
•
•
•

Школьников Л.С. О танцах в шутку и всерьез.- М.: Сов. Россия, 2005
Барщинникова Т. Азбука хореографии. М., Респекс, Люкси, 2006
Череховская Р.Л. Танцевать могут все. – Минск, 2003, с. 6-11

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».