Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Отдел образования Администрации Ленинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 5
РАССМОТРЕНО:
на заседании кафедры
общественно-научных
дисциплин
протокол № 1
от «28» августа 2024г.
Руководитель кафедры
_______________Н.В. Луппова
СОГЛАСОВАНО:
с методическим советом
протокол № _________
от «__»_______________ 2024г.
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
________________ Е. П. Джокич
Рабочая программа
по правоведению, 10-11 класс
учителя
2024-2025 учебный год
г. Екатеринбург, 2024
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ гимназия № 5
______________ А.Ф. Сорокина
Приказ
от «28»августа 2024г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов
по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, правовом
содержании, общей стратегии правового обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения праву, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по
разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом
принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование
правовой культуры и правовой компетентности личности. Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение
права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы
расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также
принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет Право на профильном уровне
позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе
образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности;
конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.
Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными
способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного
поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла
конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия
людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее
юридическое обучение в вузе.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных
дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития
гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой
культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе
(гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
Место предмета в учебном плане гимназии
в неделю (час)
за год (час)
Количество часов
10 класс
1
35
11 класс
1
34
Цели
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом
права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам
другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и
мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной
юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в
социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в
том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности
и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность( от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы:
выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования
(умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной
информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график)., отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными
навыками публичных выступлений. В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития
культуры личности.; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной
жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано
на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и
процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История государства и права
Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная,
теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси
религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест
17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России. Советское право 1917—
1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Советское
право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма». Реформа российского права после 1991 г.
Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.
Вопросы теории государства и права
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции
государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура.
Виды норм права. Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность
прав человека.
Конституционное право
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма. Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России. Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство! и законы субъектов
РФ. Проблема сепаратизма. Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности. Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная ] Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Феде-
рации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, его
состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ.
Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ. Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Права человека
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека. Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных
документов о правах человека. Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии. Политические права. Право
на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно
или через посредство избранных представителей. Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право
на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о
правах ребенка.
Избирательное право и избирательный процесс.
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство. Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Гражданское право
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности. Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация. Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Налоговое право
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит. Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог.
Налог на имущество. Декларация о доходах. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.
Семейное право
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения. Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака. Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.
Трудовое право
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора. Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная.
Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего
трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.
Административное право
Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ
об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений. Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Уголовное право
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений. Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Правовая культура
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Результаты обучения
Результаты изучения курса Право приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует
стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка
в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования,
выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека;
понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России;
принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и
категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и
способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Критерии для оценивания устного ответа
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых
понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать
ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на
основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой
терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно
текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно
и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает
незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую
ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном
усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила
культуры устной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них
ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в
качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных
примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает
отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо
сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1. Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
Критерии для оценивания самостоятельной письменной работы
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых
понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать
ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на
основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой
терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; излагает материал литературным
языком. Самостоятельно и рационально использует справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает
незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую
ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном
усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила
культуры письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них
ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в
качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных
примеров практического применения теорий.
5. Воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников), допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо
сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1. Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
Критерии для оценивания тестовой работы
Оценка «5» ставится, если ученик:
Дал 85 и более процентов правильных ответов
Оценка «4» ставится, если ученик:
Дал 75 – 84% правильных ответов
Оценка «3» ставится, если ученик:
Дал 60 – 74% правильных ответов
Оценка «2» ставится, если ученик:
Дал менее 60% правильных ответов
Оценка «1» ставится, если ученик:
Не дал правильных ответов
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
1.
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
3.
3.1.
3.3.
Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс. М.; Дрофа, 2010
Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Правовой словарь)
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
Нормативно-правовые акты:
Конституция РФ
ГК РФ
ГПК РФ
УК РФ
УПК РФ
Трудовой кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Жилищный кодекс РФ
Кодекс РФ "Об административных правонарушениях"
ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Закон РФ "Об образовании"
ФЗ "О защите прав потребителей"
Устав Свердловской области
КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Сборник мультимедийных презентаций в поддержку курса правоведения за 10-11 класс
Цифровые образовательные ресурсы
4.
4.1.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
Видеофильмы по праву
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (ТСО)
Телевизор
Компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
1.1.
1.2.
2.
2.1.
Примечания
Онлайн-версия // URL:
http://slovari.yandex.ru/
В электронном виде
В электронном виде
http://school-collection.edu.ru/
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library
http://www.openclass.ru/dig_resources
В электронном виде
Таблица 1
ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебная
дисциплина
Класс
Экономика
10
Экономика
11
Программа, кем и когда рекомендована
Примерная программа среднего общего
образования по праву на профильном
уровне (Письмо департамента государственной политики в образовании
07.07.2005 № 03-1263)
Примерная программа среднего общего
образования по праву на профильном
уровне (Письмо департамента государственной политики в образовании
07.07.2005 № 03-1263)
Тип программы (государственная, авторская)
Количество
часов в неделю, общее
количество
часов
Базовый учебник
Государственная
1/35
Никитин А.Ф. Право: учебник для 10-11 класса
общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2010
Государственная
1/35
Никитин А.Ф. Право: учебник для 10-11 класса
общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2010
Таблица 2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ЭКОНОМИКА», 10 КЛАСС
Дата
(месяц, четверть)
Сентябрь – октябрь 2019,
1 полугодие
Ноябрь – декабрь 2019,
1 полугодие
Декабрь 2019 – февраль
2020, 1 полугодие
Март - май 2020, 1 полугодие
№
учебного
занятия
Раздел, тема
Часы
Формы контроля результата
1-8
Из истории права
8
Беседа, устный опрос, тест
9-14
Вопросы теории государства и права
6
Беседа, устный опрос, тест
15-24
Конституционное право
10
Беседа, устный опрос, тест
25-31
Права человека
7
Беседа, устный опрос, тест
Материал
к учебному
занятию
Учебник, мультимедийные
презентации
Учебник, мультимедийные
презентации
Учебник, мультимедийные
презентации
Учебник, мультимедийные
презентации
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ЭКОНОМИКА», 11 КЛАСС
Дата
(месяц, четверть)
Сентябрь 2019,
1 полугодие
Октябрь 2019 – январь 2020,
1 полугодие
Январь – апрель 2020,
1 полугодие
Май 2020,
1-2 полугодие
№
учебного
занятия
Раздел, тема
Часы
Формы контроля результата
1-2
Избирательное право
2
Беседа, устный опрос
3-18
Гражданское, налоговое, семейное право
Трудовое, административное и уголовное право
Правовая культура
16
Беседа, устный опрос, тест
14
Беседа, устный опрос, тест
2
Беседа, устный опрос
19-32
33-34
Материал
к учебному
занятию
Учебник, мультимедийные
презентации
Учебник, мультимедийные
презентации
Учебник, мультимедийные
презентации
Учебник, мультимедийные
презентации
Таблица 3
КОНТРОЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ГОС ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ, 10 КЛАСС
Полугодие
Формы контроля
Тест
1 полугодие
2 полугодие
Учебный год
Количество
количество
количество
2
2
4
КОНТРОЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ГОС ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ, 11 КЛАСС
Полугодие
Формы контроля
Тест
1 полугодие
2 полугодие
Учебный год
Количество
количество
количество
0
2
2
Таблица 4
ПРОХОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ, 10-11 КЛАСС ЗА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Полугодие
1 полугодие
план
факт
2 полугодие
план
факт
Учебный год
план
Класс
10 Г
16
19
35
11 Г
16
18
34
факт
Таблица 5
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Класс
10Г
11Г
Период
1 полугодие
2 полугодие
Год
1 полугодие
2 полугодие
Год
Степень обученности
учащихся (СОУ)
в процентах
Качество обученности учащихся (КОУ)
в абсолютных единицах и процентах
3
%
4и5
%
2
%
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ учебного занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Раздел, тема
Происхождение государства и права. Право Древнего мира.
Право средневековой Европы
Становление права Нового времени
Развитие права в России. IX-начало ХIХ в.
Российское права в ХIХ – начале ХХ в.
Советское право в 1917 – 1953 гг.
Советское право в 1954 – 1991 гг.
Современное российское право. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
Государство, его признаки и формы
Понятие права. Правовая норма. Источники права. Право в системе социальных норм. Система российского права
Понятие и признаки правового государства
Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей
Право и другие сферы общества
О российской философии права
Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституция в России
Общая характеристика Конституции РФ
Основы конституционного строя. Конституционное судопроизводство
Гражданство в РФ
Федеративное устройство
Президент Российской Федерации
Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума
Законотворческий процесс в Российской Федерации
Исполнительная и судебная власть в РФ
Местное самоуправление
Права и свободы человека и гражданина
Международные договоры о правах человека
Гражданские права. Имущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя
Политические права
Экономические, социальные и культурные права. Право на интеллектуальную собственность. Правила приема в образовательные
учреждения профессионального образования
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения
Права ребенка
Резерв
Резерв
Резерв
Резерв
11 КЛАСС
Часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№ учебного занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Раздел, тема
Избирательное право
Избирательная система и избирательный процесс
Понятие и источники гражданского права. Субъекты гражданского права
Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних
Предпринимательство. Юридические лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
Право собственности
Наследование. Страхование
Обязательственное право. Споры, порядок их рассмотрения. Гражданское процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Часы
9.
1
10.
11.
12.
13.
14.
Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок оказания платных образовательных услуг. Причинение и возмещения вреда
Налоговое право. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые органы. Аудит
Виды налогов
Налогообложение юридических лиц
Налоги с физических лиц
Ответственность за уклонение от уплаты налогов
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Понятие и источники семейного права
Брак. Порядок и условия заключения и расторжения брака
Права и обязанности супругов. Правовое регулирование отношений супругов
Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство)
Понятие и источники трудового права
Коллективный договор. Трудовой договор. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора
1
1
1
1
1
1
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Рабочее время и время отдыха
Оплата труда. Охрана труда
Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву
Понятие и источники административного права. Административные правонарушения
Административные наказания. Особенности административной юрисдикции
Понятие и источники уголовного права
Преступление
«Новые» преступления
Уголовная ответственность. Наказание
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Особенности уголовного процесса
Правовая культура и правосознание. Совершенствование правовой культуры
Итоговое тестирование
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ЭКОНОМИКЕ
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель Смагина Алина Анатольевна
Четверть
I
II
III
IV
Всего
недель
фактически
8
8
10
9
Неделя
02.09 – 07.09
09.09 – 14.09
16.09 – 21.09
23.09 – 28.09
30.09 – 05.10
07.10 – 12.10
14.10 – 19.10
21.10 – 26.10 Тест
05.11 – 09.11
11.11 – 16.11
18.11 – 23.11
25.11 – 30.11
02.12 – 07.12
09.12 – 14.12 Тест
16.12 – 21.12
23.12 – 28.12
13.01 – 18.01
20.01 – 25.01
27.01 – 01.02
03.02 – 08.02
10.02 – 15.02
17.02 – 22.02
24.02 – 29.02 Тест
02.03 – 07.03
09.03 – 14.03
16.03 – 21.03
01.04 – 04.04
06.04 – 11.04
13.04 – 18.04
Класс 10
Вид контроля
Тема
Из истории права
Вопросы теории государства и права
Конституционное право
20.04 – 25.04
27.05 – 02.05
04.05 – 09.05
11.05 – 16.05 Тест
18.05 – 23.05
24.05 – 30.05
Права человека
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ЭКОНОМИКЕ
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель Смагина Алина Анатольевна
Четверть
Всего
недель
фактически
I
8
II
8
III
10
Неделя
02.09 – 07.09
09.09 – 14.09
16.09 – 21.09
23.09 – 28.09
30.09 – 05.10
07.10 – 12.10
14.10 – 19.10
21.10 – 26.10
05.11 – 09.11
11.11 – 16.11
18.11 – 23.11
25.11 – 30.11
02.12 – 07.12
09.12 – 14.12
16.12 – 21.12
23.12 – 28.12
13.01 – 18.01
20.01 – 25.01 Тест
27.01 – 01.02
03.02 – 08.02
10.02 – 15.02
Класс 11
Вид контроля
Тема
Гражданское, налоговое, семейное право
IV
8
17.02 – 22.02
24.02 – 29.02
02.03 – 07.03
09.03 – 14.03
16.03 – 21.03
01.04 – 04.04
06.04 – 11.04
13.04 – 18.04
20.04 – 25.04
27.05 – 02.05
04.05 – 09.05 Тест
11.05 – 16.05
18.05 – 23.05
Трудовое, административное и уголовное право
Всего за год: 9, 11 классы – 34 учебных недели; 5 – 8 и 10 классы – 35 учебных недель