Рабочая программа учебного предмета «Современные информационные технологии» для обучающихся 7 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г.Екатеринбург
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 5

УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________А.Ф. Сорокина
Приказ № 1/5
от «31» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Современные информационные технологии»
для обучающихся 7 классов

Екатеринбург 2024

Цели и задачи программы
Изучение информатики в рамках предмета «Технологии обработки
информации» направлено на достижение следующих целей:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов информатики и
средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и
правовых норм информационной деятельности.
Задачи, решаемые общеобразовательной программой «Технологии
обработки информации»:
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя при
этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе
при изучении других школьных дисциплин;
• формирование способности самостоятельно осваивать новые
информационные технологии;
• приобретение опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе
проектной деятельности;
• достижение большинством учащихся повышенного (продуктивного)
уровня освоения учебного материала. Актуальность и новизна программы
Общеобразовательная
программа
«Технологии
обработки
информации» разработана на основе государственного образовательного
стандарта информатики и ИКТ, примерной программы и базисного учебного
плана. Программа предназначена для изучения информатики в 5-9 классах на
расширенном уровне. Использование данной программы целесообразно, если
в образовательном учреждении из школьного компонента добавлен 1 час в
5-9 классах на изучение образовательной области Информатика с целью
приобретения учащимися практических навыков работы с различными
видами информации. Программа рассчитана на 175 часов, по 1 часу в
неделю.
В программе курса «Технологии обработки информации» основная
часть учебного времени отводится на практические работы и творческие
задания, а также на выполнение небольших проектных работ в современных
прикладных средах, что полностью соответствует требованиям ФГОС.
Особенность программы «Технологии обработки информации» – то, что
полученные знания позволят учащимся более свободно ориентироваться в
многообразии прикладных программ, использовать приобретённые знания и

умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения
задач в различных областях. Кроме того, введение в учебный процесс
данного
предмета
позволяет
несколько
«разгрузить»
практикоориентированную часть предмета Информатика, позволив уделить большее
внимание в рамках этого предмета теоретическим основам информатики.
Курс «Технологии обработки информации» обеспечен авторским
комплектом практических, зачетных и итоговых работ.
Основная форма аттестации учащихся проводится в форме
практических и зачетных работ по изучаемым темам. Итоговый контроль:
разработка учащимися самостоятельных, оригинальных проектов в
изучаемых средах по заданной тематике.
Планируемые
результаты
изучения
современных
информационных технологий

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета
Личностные результаты
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.
Требования к результатам образования в соответствии с рабочей
программой воспитания
В воспитании обучающихся подросткового возраста приоритетом
является создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:

 к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
 к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
 к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
 к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему
будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
 к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
9) формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий.
Познавательные УУД
1) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
2) создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
3) преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
4) строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм; 2) Смысловое чтение. Обучающийся
сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности); критически оценивать содержание и форму текста.
Коммуникативные УУД
1) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
2) Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
–
ИКТ).
Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;

• выбирать, строить и использовать адекватную информационную
модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программноаппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов,
создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты
1)формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель
– и их свойствах;
2) формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
3) развитие алгоритмического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
4) формирование умений формализации и структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии
с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;
5) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы
для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,
пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;

6) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.
Выпускник овладеет (как результат применения программных
систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном
процессе):
• навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками,
достаточными для работы с различными видами программных систем и
интернет-сервисов
(файловые
менеджеры,
текстовые
редакторы,
электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные
энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с
использованием соответствующей терминологии;
• различными формами представления данных (таблицы, диаграммы,
графики и т. д.);
• приемами безопасной организации своего личного пространства
данных с использованием
индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
• основами соблюдения норм информационной этики и права;
• познакомится с программными средствами для работы
аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

с

• узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной
деятельности):
• практиковаться в использовании основных видов прикладного
программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы,
браузеры и др.);
• познакомиться с примерами использования математического
моделирования в современном мире;
• познакомиться с принципами функционирования Интернета и
сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в
Интернете;
• узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют
международные и национальные стандарты;
• узнать о структуре современных компьютеров и назначении их
элементов;
• получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном
мире.

Содержание программы
В содержании предмета «Современные информационные технологии»
в 7-8 классах может быть выделено два крупных раздела:
I. Алгоритмы и программирование
• Алгоритмизация и исполнители
• Программирование
II. Информационно-коммуникационные технологии
• Обработка текстовой информации
• Обработка графической информации
• Обработка числовой информации
• Мультимедиа
• Базы данных
Алгоритмизация и исполнители
Способы записи алгоритмов. Блок-схема. Способы составления
линейных
алгоритмов
в
среде
Конструктор
алгоритмов
(http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/fff3a9b4-5a73-445a-a617624b63d4b8a6/view/). Трассировка алгоритма. Способы составления
разветвляющихся алгоритмов. Способы составления
циклических
алгоритмов. Использование циклов с условием при составлении алгоритмов.
Использование ветвления и циклов при создании сложных алгоритмов.
Программирование
Способы составления программ. Составление линейных программ в
PascalABC.NET (http://pascalabc.net/). Операции с целыми числами при
составлении программ в PascalABC.NET. Применение ветвления при
составлении программ в PascalABC.NET. Использование сложных условий
при составлении программ в PascalABC.NET. Использование циклов с
условием при составлении программ в PascalABC.NET. Применение цикла с
переменной при составлении программ в PascalABC.NET. Использование
массивов при составлении программ в PascalABC.NET. Составление
алгоритмов обработки массивов с использованием PascalABC.NET.
Составление программ для поиска максимального элемента с
использованием PascalABC.NET.
Обработка текстовой информации
Технологии редактирования текста. Способы оформления текста.
Технологии стилевого форматирования. Технологии работы с таблицами в
текстовом процессоре. Технологии обработки текстовых документов.
Включение в текстовый документ диаграмм, формул. Создание
многостраничных документов. Коллективная работа над документом.

Обработка графической информации
Технологии работы с растровыми графическими редакторами. Способы
работы с фрагментами изображений. Способы обработки фотографий.
Способы вставки рисунков в документ. Технологии работы с векторной
графикой.
Обработка числовой информации
Технологии работы с электронными таблицами. Способы
редактирования и форматирования таблиц. Использование стандартные
функции при обработке числовой информации. Способы сортировки данных
в электронных таблицах. Использование относительной и абсолютной
адресации в электронных таблицах. Построение диаграмм в электронных
таблицах. Мультимедиа
Технологии
создания
компьютерных
презентаций.
Способы
составления компьютерных презентаций с использованием современных
аудиовизуальных средств
Учебно-тематическое планирование
Тематическое планирование курса представлено в данной программе в
объёме 35 учебных часов по 1 часу в неделю в 7классах. Из них в каждой
запланировано 2 резервных часа, которые могут быть использованы для
организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Учебно-тематический план 7 класс
№
1

Название темы
Алгоритмы и программирование

Количество часов
9

2.1

Информационнокоммуникационные технологии
Обработка числовой информации

2.2

Обработка текстовой информации

6

2.3

Обработка графической информации

5

2.4

Мультимедиа

4

Повторение

3

Резерв

1

Итого по всем разделам:

35

2

22
7

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
Тема

Технологии
работы с
мультимедиа

Технологии
работы с
мультимедиа
Способы
обработки
числовой
информации

Количество
часов,
отводимое на
освоение
темы
4

Темы уроков

Интернет-ресурс

1. Технологии создания
компьютерных презентаций

https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1

2. Способы составления
компьютерных презентаций с
использованием современных
аудиовизуальных средств
3. Способы составления
компьютерных презентаций с
использованием современных
аудиовизуальных средств

https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1

https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1

https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
4. Проект
7

5. Ввод данных в таблицу
6. Инструменты форматирования
7. Формулы и адресация
8. Технологии работы с данными в
среде ЭТ
9. Графическое представление
числовых данных

https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1

10. Построение графиков функций
11. Автоматизация процессов
вычисления, построение диаграмм и
графиков
Способы
обработки
текстовой
информации

6

12. Технологии редактирования текста
13. Способы оформления однотипной
информации посредством списков
14. Технологии работы с таблицами в
текстовом процессоре
15. Вставка и форматирование текста в
таблице
16. Создание таблицы сложной структуры

Способы
обработки
графической
информации

5

17. Технологии стилевого
форматирования
18. Способы создания изображений
(1-й час)
19. Способы создания изображений
(2-й час)
20. Создание изображения по образцу
21. Копирование повторяющихся
элементов, фрагментов без фона.
Совмещение фигур и текста

Способы
обработки
графической
информации

1

https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1

https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1

https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
22. Создание сложного изображения по
образцу

Технологии
алгоритмизации и
программирования

9

23. Блок-схема как способ записи
алгоритмов.
24. Создание блок-схем в Конструкторе
алгоритмов
25. Составление линейных алгоритмов
26. Составление простых
разветвляющихся алгоритмов
27. Составление вложенных
разветвляющихся алгоритмов

Технологии
алгоритмизации и
программирования

4

3
1
Итого

35

28. Составление циклических алгоритмов
29. Использование циклов с условием
при составлении алгоритмов
30. Составление циклических
алгоритмов со счетчиком
31. Использование ветвления и циклов
при создании сложных алгоритмов
Повторение темы «Обработка
информации»
Резерв

https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1
https://disk.yandex.ru/d/_mBSxRKSMlvTNA?w=1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Информатика, 7 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Информатика (в 2 частях), 7 класс/ Поляков К.Ю., Еремин Е.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Информатика, 8 класс/ Поляков К.Ю., Еремин Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Информатика, 8 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, А. В. Анатольев, Н. А. Аквилянов. — М.
: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 512 с. : ил.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».