Рабочая программа учебного предмета «Решение расчётных задач по химии повышенного уровня» для обучающихся 11 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
№5

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
гимназии №5
________________________
А.Ф. Сорокина
Приказ № 1/5
от «28» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6128216)
учебного предмета "Решение расчётных задач по химии повышенного
уровня"
для обучающихся 11 классов

г. Екатеринбург 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«РЕШЕНИЕ РАСЧЁТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ ПОВЫШЕННОГО
УРОВНЯ»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РЕШЕНИЕ РАСЧЁТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ ПОВЫШЕННОГО
УРОВНЯ»
Введение в российских школах профильного обучения позволяет учащимся
глубже и полнее изучать интересующие их предметы. Желающие
расширить свои знания и умения в области химии имеют возможность
научиться решать сложные химические задачи. Курс «Решение расчётных
задач по химии повышенного уровня» рассчитан на 34 часа. Он
предназначен для учащихся 11-го класса и носит предметноориентированный характер.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РЕШЕНИЕ РАСЧЁТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ ПОВЫШЕННОГО
УРОВНЯ»
способствовать углублению действенных знаний по химии, развивать
умение самостоятельно их применять.
Задачи курса:
 - воспитывать трудолюбие и целеустремленность;
 - показать связь обучения с жизнью;
 - формировать научное мировоззрение;
 - развивать логическое и творческое мышление, умение находить
нестандартный подход к решению задачи и выбирать рациональный
способ решения, умения правильно оформлять решение задачи,
 - применять физические величины, единицы интернациональной
системы и справочную информацию;
 - помочь учащимся в подготовке к поступлению в вузы;
 - развить интересы учащихся, увлекающихся химией.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых для изучения курса на уровне среднего
общего образования, составляет 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РЕШЕНИЕ РАСЧЁТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ ПОВЫШЕННОГО
УРОВНЯ»
11 КЛАСС
Тема 1. Теоретические основы химии. Общая химия (8 часов)
1.1. Химический элемент
Современные представления о строении атома. Строение электронных
оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы.
Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние
атомов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе
химических элементов. Закономерности изменения химических свойств
элементов и их соединений по периодам и группам.
1.2. Химическая связь и строение вещества
Ковалентная химическая связь, её разновидности (полярная и
неполярная), механизмы образования. Характеристики ковалентной связи
(длина и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная
связь.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических
элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки
1.3. Химические реакции
1.3.1. Химическая кинетика
Классификация химических реакций. Тепловой эффект химической
реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, её зависимость от
различных факторов.
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое
равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных
факторов.
1.3.2. Теория электролитической диссоциации
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах.
Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных,
кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных

гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характеристика
основных классов неорганических соединений с позиции теории
электролитической диссоциации (ТЭД).
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных;
комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Гидролиз солей.
Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный
показатель (рН). Индикаторы. Определение характера среды водных
растворов веществ.
1.3.3. Окислительно-восстановительные реакции
Реакции окислительно-восстановительные, их классификация Коррозия
металлов и способы защиты от неё. Электролиз расплавов и растворов
(солей, щелочей, кислот). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных
классов неорганических соединений.
Тема 2. Неорганическая химия (11 часов)
2.1. Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика металлов главных подгрупп I–III групп в связи с
их положением в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева и особенности строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений
металлов - щелочных, щелочноземельных, алюминия.
2.2. Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в
связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений
неметаллов - водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода,
кремния.
2.3. Характеристика переходных элементов и их соединений
Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по
их положению в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева и особенностям строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений
переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа.
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если
одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей
растворенного вещества.

Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от
теоретически возможного. Расчеты: массовой доли (массы) химического
соединения в смеси. Определение рН среды раствором солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических
соединений. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Тема 3. Органическая химия (8 часов)
3.1. Углеводороды
Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и
пространственная. Гомологи и гомологический ряд.
Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных
орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и
номенклатура органических соединений.
Характерные
химические
свойства
углеводородов:
алканов,
циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов. Природные источники
углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в
органической химии. Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М.
Характерные химические свойства ароматических углеводородов:
бензола и толуола. Механизмы реакций электрофильного замещения в
органических реакциях.
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и
поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.
3.2. Кислородсодержащие органические соединения
Характерные химические свойства предельных одноатомных и
многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства
альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически
важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды).
Реакции,
подтверждающие
взаимосвязь
углеводородов
и
кислородсодержащих органических соединений.
Органические соединения, содержащие несколько функциональных.
Особенности химических свойств.
3.3. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные
органические вещества
Характерные химические свойства азотсодержащих органических
соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры,
белки, нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты. Металлорганические
соединения.
Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь
между неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь

между основными классами неорганических веществ. Качественные реакции
на некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты,
альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация
органических соединений.
Тема 4. Обобщение и повторение материала за курс школьный
химии (10-11 классы) (6 часов)
Основные понятия и законы химии. Периодический закон
Д.И.Менделеева и его физический смысл. Теория строения органических
веществ А.М. Бутлерова и особенности органических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической
химии. Генетическая связь между неорганическими и органическими
соединениями. Экспериментальные основы органической и неорганической
химии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. знание и понимание: основных исторических событий, связанных с
развитием химии; достижений в области химии и культурных
традиций своей страны (в том числе научных); общемировых
достижений в области химии; основных принципов и правил
отношения к природе; основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих
технологий;
правил
поведения
в
чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных
веществ; основных прав и обязанностей гражданина (в том числе
обучающегося), связанных с личностным, профессиональным и
жизненным
самоопределением;
социальной
значимости
и
содержания профессий, связанных с химией;
2. чувство гордости за российскую химическую науку и достижения
ученых; уважение и принятие достижений химии; любовь и бережное
отношение к природе; уважение и учет мнений окружающих к
личным достижениям в изучении химии;
3. признание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих
людей;
необходимости
самовыражения,
самореализации,
социального признания;
4. осознание степени готовности к самостоятельным поступкам и
действиям, ответственности за их результаты;
5. проявление экологического сознания, доброжелательности, доверия и
внимательности к людям, готовности к сотрудничеству; инициативы
и любознательности в изучении веществ и процессов; убежденности
в необходимости разумного использования достижений науки и
технологий;
6. умение устанавливать связи между целью изучения химии и тем, для
чего это нужно; строить жизненные и профессиональные планы с
учетом успешности изучения химии и собственных приоритетов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. использование различных источников химической информации;
получение такой информации, ее анализ, подготовка на основе этого
анализа информационного продукта и его презентация;

применение основных методов познания (наблюдения, эксперимента,
моделирования, измерения и т. д.) для изучения химических
объектов;
3. использование основных логических операций (анализа, синтеза,
сравнения,
обобщения,
доказательства,
систематизации,
классификации и др.) при изучении химических объектов;
4. формулирование выводов и умозаключений из наблюдений и
изученных химических закономерностей;
5. прогнозирование свойств веществ на основе знания их состава и
строения, а также установления аналогии;
6. формулирование идей, гипотез и путей проверки их истинности;
7. определение
целей и задач учебной и исследовательской
деятельности и путей их достижения;
8. раскрытие
причинно-следственных связей между составом,
строением, свойствами, применением, нахождением в природе и
получением важнейших химических веществ;
9. аргументация собственной позиции и ее корректировка в ходе
дискуссии по материалам химического содержания.
‒ научное объяснение явлений;
‒ понимание особенностей естественнонаучного исследования;
‒ интерпретация данных и использование научных доказательств для
получения выводов.
2.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В познавательной сфере
Знание (понимание):
 - химической символики: знаков химических элементов, формул
химических веществ, уравнений химических реакций;
 - важнейших химических понятий: вещество, химический элемент, атом,
молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион,
анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень
окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы,
электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация,
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой
эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии;
 - формулировок основных законов и теорий химии: атомномолекулярного учения; законов сохранения массы веществ, постоянства

состава веществ, Авогадро; Периодического закона Д. И. Менделеева;
теории строения атома и учения о строении
 - вещества; теории электролитической диссоциации и учения о
химической реакции.
Умение называть:
 - химические элементы;
 - соединения изученных классов неорганических веществ;
 - органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен,
метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.
Объяснение:
 - физического смысла атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д. И.
Менделеева, к которым элемент принадлежит;
 - закономерностей изменения строения атомов, свойств элементов в
пределах малых периодов и А групп, а также свойств образуемых ими
высших оксидов и гидроксидов;
 - сущности процесса электролитической диссоциации и реакций ионного
обмена.
Умение характеризовать:
 - химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения
в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и
особенностей строения их атомов;
 - взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических
веществ;
 - химические свойства основных классов неорганических веществ
(оксидов, кислот, оснований, амфотерных соединений и солей).
Определение:
 - состава веществ по их формулам;
 - валентности и степени окисления элементов в соединении;
 - видов химической связи в соединениях;
 - типов кристаллических решеток твердых веществ;
 - принадлежности веществ к определенному классу соединений;
 - типов химических реакций;
 - возможности протекания реакций ионного обмена.
Составление:
 - формул неорганических соединений изученных классов;
 - уравнений химических реакций.

Безопасное обращение с химической посудой и лабораторным
оборудованием.
Проведение химического эксперимента:
 подтверждающего химические свойства изученных классов
неорганических веществ;
 - подтверждающего химический состав неорганических соединений;
 - по получению, собиранию и распознаванию газообразных веществ
(кислорода, водорода, углекислого газа, аммиака);
 - по определению хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония с
помощью качественных реакций.
Вычисление:
 - массовой доли химического элемента по формуле соединения;
 - массовой доли вещества в растворе;
 - массы основного вещества по известной массовой доле примесей;
 - объемной доли компонента газовой смеси;
 - количества вещества, объема или массы вещества по количеству
вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции
химические свойства разных классов неорганических и органических
соединений;
 - признаки, условия и сущность химических реакций;
 - химическую номенклатуру.
 -производить расчеты:
 по формулам и уравнениям реакций;
 определение компонентов смеси;
 определение формул соединений;
 растворимости веществ;
 вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях,
отличающихся от нормальных;
 энтальпии веществ;
 переход от одного способа выражения концентрации к другому.
Использование приобретенных знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни:
 - для безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной
жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и
щелочами;
 - для объяснения отдельных фактов и природных явлений;
 - для критической оценки информации о веществах, используемых в
быту.

В ценностно-ориентационной сфере
Анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с получением и
переработкой веществ.
В трудовой сфере
Проведение операций с использованием нагревания, отстаивания,
фильтрования, выпаривания; получения, собирания, распознавания веществ;
изготовления моделей молекул.
В сфере безопасности жизнедеятельности
Соблюдение правил техники безопасности при проведении химического
эксперимента;
оказание первой помощи при ожогах, порезах и химических травмах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Структура химической задачи
1.1.

Структура химической задачи

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

1.2.

Тривиальная и современная номенклатура
химических соединений.

1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

Итого по разделу

3

Раздел 2. Вычисления по химическим формулам
2.1.

Расчёты с использованием газовых
законов

3

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

2.2.

Массовая доля элемента

4

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

2.3.

Задачи на нахождение молекулярной
формулы органического соединения

3

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

Итого по разделу

10

Раздел 3. Задачи на растворы
3.1.

Растворимость и кристаллогидраты

3

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

3.2.

Смешение растворов

4

1

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

7

1

0

Итого по разделу

Раздел 4. Вычисления, производимые по уравнениям реакций
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

4.1.

Задачи «на примеси»

2

0

4.2.

Задачи «на избыток и недостаток»

3

0

4.3.

Задачи на определение выхода продукта
реакции

2

0

0

7

0

0

4

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

4

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

Итого по разделу

2

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

0

Резервное время

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/

Раздел 5. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций
5.1.

Расчёты по термохимическим уравнениям

Резервное время
Раздел 6. Окислительно-восстановительные реакции
6.1.

Окислительно-восстановительные
реакции.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Две стороны химической задачи.
Понятие о взаимно обратных
задачах. Обратная задача и ее
составление.

1

0

0

2

Структура задач по уравнениям
химических реакций.

1

0

0

3

Тривиальная и современная
номенклатура химических
соединений.

1

0

0

4

Расчёты с использованием газовых
законов, относительной плотности
смеси газов, объёмной и мольной
доли веществ в смеси.

1

0

0

5

Вычисления средней молярной
массы смеси.

1

0

0

6

Решение расчётных задач с
использованием «газовых
законов».

1

0

0

7

Нахождение массовой доли
элемента в веществе, массы
химического элемента в образце

1

0

0

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
05.09.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
12.09.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
19.09.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
26.09.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
03.10.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
10.10.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
17.10.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

вещества.

8

Определение химического
элемента на основании его
массовой доли и степени
окисления в бинарных
соединениях.

1

0

0

9

Нахождение молекулярной
формулы вещества по его
абсолютной и относительной
плотности паров и массовой доле
элементов.

1

0

0

10

Решение расчётных задач с
использованием понятия
"массовая доля элемента"

1

0

0

11

Нахождение молекулярной
формулы органического
соединения по массе (объему)
продуктов сгорания.

1

0

0

12

Решение задач на нахождение
молекулярной формулы
органического соединения

1

0

0

13

Решение задач на газовые смеси с
помощью системы уравнений.

1

0

0

14

Различные способы решения задач
на растворимость.

1

0

0

15

Растворимость кристаллогидратов
и их осаждение из насыщенных
растворов.

1

0

0

Библиотека ЦОК
24.10.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
07.11.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
14.11.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
21.11.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
28.11.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
05.12.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
12.12.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
19.12.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

16

Задачи на вычисление массовой
доли растворенного вещества при
растворении кристаллогидратов.

1

0

0

17

Сравнение понятий
«растворимость» и «массовая доля
растворенного вещества в
растворе».

1

0

0

18

Правило смешения и
алгебраический способ решения
задач на смешивание растворов.

1

0

0

19

Решение расчётных задач по теме
"Растворы и растворимость"

1

0

0

20

Контрольная работа №1. "Решение
задач на растворы и
растворимость"

1

1

0

21

Расчёт количества вещества,
массы продукта реакции, если
исходное вещество дано с
примесями.

1

0

0

22

Расчёт массы исходного вещества,
содержащего примеси, по
продуктам реакции.

1

0

0

23

Задачи на «избыток и недостаток».

1

0

0

24

Решение расчётных задач "на
избыток и недостаток"

1

0

0

25

Расчёт продукта реакции, веществ,
содержащихся в растворах после

1

0

0

Библиотека ЦОК
26.12.2024

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
09.01.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
16.01.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
23.01.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
30.01.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
06.02.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
13.02.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
20.02.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
27.02.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
06.03.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

реакции, если одно из
реагирующих веществ дано в
избытке
26

Расчёты массовой доли выхода
продукта реакции.

1

0

0

27

Самостоятельная работа
"Вычисления по уравнениям
реакций"

1

0

0

28

Термохимические уравнения
реакций.

1

0

0

29

Расчёты по термохимическим
уравнениям.

1

0

0

30

Расчёты по термохимическим
уравнениям

1

0

0

31

Тепловой эффект реакции.
Энтальпия. Расчеты с
использованием закона Гесса.

1

0

0

32

Окислитель, восстановитель,
процессы окисления и
восстановления.

1

0

0

33

Составление уравнений
окислительно-восстановительных
реакций.

1

0

0

34

Резервное время

1

0

0

34

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
13.03.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
20.03.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
03.04.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
10.04.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
17.04.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
24.04.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
08.05.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
15.05.2025

22.05.2025

https://m.edsoo.ru/00adb59e


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».